
40-летняя москвичка, мать двоих детей Анастасия Нифонтова стала первой женщиной, проехавшей "Дакар" на мотоцикле в сложнейшей категории Original by Motul, где гонщик сам выступает в роли механика. Она рассказала Metro, как увлеклась мотоциклами, с какими сложностями сталкивалась в пустыне и как её чуть не раздавил грузовик
Мы встретились с Анастасией через пару дней после ее возвращения из Перу. Спортсменка еще не вернулась в привычный часовой пояс, но была готова стойко выдержать все интервью.
– Дома начинаешь ценить простые бытовые вещи, к которым мы так привыкли. На самом деле, гонка у меня не первая и я привыкла к такому. Но тут пока нет осознания, что я что-то сверхъестественное совершила. Хотя поддержка болельщиков была колоссальная, интерес прессы. А я думаю, что просто проехала гонку очередную, хотя да, было немножко посложнее. Все много лет следят за "Камазом", а тут, оказывается, еще и мы есть. Это обидно, потому что уже не первый год я выступаю и результаты какие-то показываю, а люди только сейчас заметили.
Просила мотоцикл, как только начала говорить
Страсть к мотоциклам Анастасия стала проявлять с раннего детства, причём откуда она появилась, спортсменка объяснить не может:
– Это какой-то врождённый вирус, в семье никто не занимался мотоспортом. Мама рассказывала, что в два годика, когда я ещё не умела говорить, видела мотоцикл и у меня начиналась истерика, я тянула к нему руки. Ловлю себя на мысли, что могу смотреть на любой красивый мотоцикл как на произведение искусства. На мотоцикле я испытываю ощущение внутреннего полёта, свободы.
В детстве Анастасия играла на скрипке и занималась горными лыжами, но не планировала стать спортсменкой. Получив лингвистическое и кинооператорское образование, гонщица какое-то время рассматривала мотоспорт как хобби, но постепенно он стал её жизнью. Не остановил даже перелом позвоночника.
– Снисхождения со стороны мужчин не было, они всегда относились с уважением, понимая, как тяжело хрупкой девочке. Может, в начале карьеры было, что девочка наиграется, это всё несерьёзно. А потом предвзятое отношение изменилось. Мешает женщинам в нашем спорте только то, что не хватает физической силы тягать постоянно мотоцикл, а я видела, как даже парни чуть не плакали. Преимущество, что девушки более выносливые, стойкие, лучше переносят боль.
В активе Нифонтовой множество титулов, в том числе звание чемпионки мира, но она продолжает бросать себе новые вызовы, которые не каждому по плечу. Например, в зачёт без механиков на "Дакаре" заявилась ещё одна девушка – Сара Гарсия, но она сошла с дистанции.
– Была небольшая ревность, потому что я собиралась сделать это ещё с весны и вдруг осенью ещё она нарисовалась. Причём она заявилась в зачёт вместе со своим женихом, а по регламенту внутри этого зачёта участники могут друг другу помогать. Понятно, что он ей бы помогал и было бы попроще. Ревность ревностью, но хорошо, что есть спортивная составляющая и было с кем посоревноваться. Они ехали на мотоциклах марки "Ямаха", а они для ралли-рейдов не самые лучшие. Я сразу сказала друзьям, что мне почему-то кажется, что "Ямаха" не доедет. И, к сожалению, она действительно не доехала. Я не могу сказать, что порадовалась, потому что она хорошая девчонка, у нас вообще очень всё по-семейному было в этом зачёте. Она тоже в какой-то момент ко мне подошла и сказала: "Ты уж давай, за нас, за девчонок".
На "Дакаре" не хватало времени на сон и душ
Между этапами гонщики отдыхали в палатках в лагере, который называют бивуак. Несмотря на дикую усталость, заснуть мешали гудящие генераторы и другой шум, поэтому Анастасия использовала беруши и лёгкое снотворное, но таблетку только в том случае, если на сон оставалось время, что случалось далеко не всегда. Много уходило на подготовку мотоцикла.
– Какой бы уставшей ты ни была, необходимо делать определённые вещи. Профессиональный механик это всё делает с закрытыми глазами, а я иногда то не тот ключ возьму, то ещё что. Несколько раз приходилось ложиться спать, не сходив в душ. Это после того, как ты встала в 4–5 утра, целый день ехала на мотоцикле в пыли и грязи. Приезжаю, чиню мотоцикл и понимаю, что сходить в душ – это лишние 15–20 минут, которые я лучше посплю, потому что завтра совсем времени не будет на сон. Для девочки это особенно ужасно. Я даже короткую стрижку специально сделала, почти как в фильме "Солдат Джейн", только не налысо. Пару раз приходилось спать всего по три часа, было и такое, что вообще не получалось заснуть.
Накопленная усталость привела к тому, что "Дакар" для Анастасии превратился в гонку на выживание:
– Организм в этот момент выходит из строя и сил ехать в полную силу, как едут ребята с обслуживанием, нет. Первая половина гонки ещё ничего, а после дня отдыха усталость накопилась и началась гонка на выживание Я думала, что для меня самое сложное будет чинить мотоцикл, а оказалось, что самая большая проблема – моральная усталость. Понимание, что я одна, если что-то случится, то мне никто не поможет, я понимала, что всё только от меня зависит. Ещё давил однообразный пейзаж, потому что в этот раз всё в одной стране происходило. Седьмой-восьмой этапы выдались самыми тяжёлыми, я пару раз падала на ровном месте. Минут по пять занимало, чтобы поднять мотоцикл, подышать, попить, отдохнуть, перевести дух. Меня ещё чуть грузовик не раскатал. Я завалилась за дюны, и когда увидела эту девятитонную махину, которая сверху наваливается, то попрощалась с гонкой, мотоциклом и, можно сказать, с жизнью. Хорошо, что он в последний момент заметил меня. Выбежал штурман помогать, потом ещё написал, что у меня мотоцикл нереально тяжёлый. Я потом ещё минут десять постояла, меня колошматило. Когда финишировала, было настолько тяжко, что я, улыбаясь, пообщалась с журналистами, а потом, как девочка, поплакала в подушку, потому что просто устала. Хотелось на ручки и платье, – смеётся гонщица. – Эмоционально разрядилась – и нормально.
Боялась, что мотоцикл развалится
Нифонтова проехала "Дакар" не впервые, но раньше не участвовала в зачёте без поддержки, поэтому пришлось основательно подготовиться. Она усердно занималась со своим механиком Сергеем Морозовым.
– Когда тренировались, то мне всё было ясно, но проходило пара дней, и алгоритм действий у меня совершенно вылетал из головы! Мы даже записывали на телефон, если забуду, в какой последовательности что закручивать. Ещё был страх, что когда я закручу, то обязательно что-то открутится по дороге, – смеётся спортсменка. – После первой замены колёс я ехала половину дороги и боялась, что сейчас всё развалится. Но, слава богу, всё было нормально, и потом пришла уверенность.
180 кг весит мотоцикл Анастасии Нифонтовой – почти в три раза больше девушки, вес которой 56 кг, а рост 168 см.
Кроме этого, гонщица прокачивала свой навык в навигации.
– В ралли-рейде побеждает не тот, кто выигрывает каждый этап, а тот, кто едет стабильно. Есть гонщики не такие быстрые, но они идеальны в навигации. Есть те, кто хуже в навигации, но они быстрые. Я не очень быстрая по сравнению с парнями, но поскольку я еду относительно не спеша и внимательно вчитываюсь в дорожную книгу, то отыгрываю какие-то позиции. На прошлом "Дакаре" была история, что большая группа заблудилась, они мне сказали не ехать туда, куда я ехала, потому что это неправильная дорога. Но я смотрю, что у меня в дорожной книге всё совпадает – поехала как знаю. В итоге я приехала куда надо, а они носились с выпученными глазами. Поэтому я в тот день отыграла позиций двадцать.
Первая во всём
Среди регалий Анастасии Нифонтовой множество с приставкой "первая" – первая женщина в этом, первая россиянка в том. Но она не собирается останавливаться.
– Ещё хотела бы стать первой женщиной, которая проехала все значимые ралли-марафоны планеты, потому что у меня уже Africa Eco Race и "Дакар" есть, сейчас ещё "Шёлковый путь" на очереди и ралли "Такла-Макан". Кроме того, хочу пересесть на машину и с мальчиками погоняться, в этом случае гораздо больше шансов бороться женщине, поскольку не важна физическая сила. Вопрос в бюджете, потому что участие на машинах – это колоссальные бюджеты. А вообще у меня в жизни много разных хотелок, в большинстве связанных с какими-то активностями. Я пробовала кайт, дайвинг, альпинизм, прыгать с парашютом, и ещё хочется попробовать всё необычное: на Северный полюс сходить, на подводной лодке куда-нибудь нырнуть. Я за любой кипеж!
Мысли вслух:
"Очень хочу попробовать поводить грузовик. Чагин мне обещал дать порулить КамАЗом, но только когда я сдам на права специальной категории".
"Называю свой мотоцикл "малыш". Отношусь к ним как к живым и верю, что у них и у машин есть душа. И если относишься к ним хорошо, то они тоже не подведут. А машина на "Шёлковом пути" у меня была "Бегемотик".
"Мне нравится в ралли-рейдах, что это не только скорость, а ещё работа головой. Такие мотошахматы".
"Дети привыкли, что мама у них не очень обычная. Старшая умеет на мотоцикле ездить, но она такая девочка-девочка, её не тянет. А мелкий увлекается, ему нравится, но мы не заставляем".
"Я училась в музыкальной школе пять лет, играла на скрипке. Всё мечтаю продолжить. Скрипка есть, лежит на полочке и дожидается момента".
Необычная подготовка
"Когда мы готовились два года назад к "Дакару", то понимали, что большая часть гонки будет на высоте 4-4,5 тысячи метров, что прилично и из-за этого будет нехватка кислорода. Поэтому совместно с Олимпийским комитетом России мы готовились с помощью гипоксической палатки. Она сделана из прозрачного материала, к ней подходит шланг, присоединенный к генератору. Устанавливаешь программу, которую тебе расписывает специалист из Олимпийского комитета, там выставляешь высоту, на которой ты якобы спишь - начинаешь с малых высот и постепенно увеличиваешь. Плюс в течение дня нужно было отдельно подключать маску и дышать какое-то время. Эта палатка ставится поверх обычной кровати, дома так с мужем спали, такой у нас такой романтик был, - смеется Анастасия. - Так спали месяца полтора-два. Это все делается, чтобы кровь адаптировалась к нехватке кислорода. И то было нелегко, я пару раз я ночью просыпалась и искала кислородный баллон, потому что было ощущение, что ты задыхаешься".