Metro выделило основные "посылы" в тексте песни и попросило экспертов порассуждать, действительно ли Манижа поднимает реальные проблемы женщин в нашей стране или в песне нет никакого глубокого смысла.
Цитата | Как мы это поняли |
"А кто подаст мне ручку, девочки?" | В самом начале песни лирическая героиня ищет поддержки, просит помощи. |
"Сын без отца, дочь без отца, | 1-я версия: певица призывает не обращать внимания на прошлое, а смотреть в будущее, быть сильной и независимой; |
"Тебе уж за 30, алло, где же дети? | Призыв не следовать навязанному мнению общества, а думать своей головой |
"С ночи до утра ждём мы корабля, ждём мы корабля. | Женщине не стоит ждать чуда и на что-то надеяться, нужно устраивать свою жизнь самостоятельно |
"Каждой русской женщине необходимо знать: | У вас достаточно сил, чтобы добиться всего самостоятельно |
Оксана Пушкина, российская телеведущая, государственный и общественный деятель, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации:
Женщин у нас принято поздравлять и ценить только в праздник 8 Марта. В остальное время попытки публично поговорить о женских правах и проблемах решительно осуждаются.
Напомню о реальных, а ненадуманных проблемах российской женщины. По подсчётам Института экономики РАН, в среднем в России женщины получают на 27% меньше мужчин. Больше двух третей браков в нашей стране распадаются, в 95% случаев дети остаются с матерью, в производстве Федеральной службы судебных приставов находится более 1 миллиона задолженностей по алиментам, а общая сумма долгов российских отцов своим детям превысила 200 миллиардов рублей. Закон о профилактике домашнего насилия до сих пор не принят, убежища для жертв можно пересчитать по пальцам, а организации, которые системно борются с этой проблемой, государство признаёт иностранными агентами. Манижа в своей песне призывает задуматься об этих проблемах.
Мне кажется, что в подобной ситуации совершенно недопустимо нападать и критиковать за "антироссийские" ценности исполнительницу, которая поёт:
"Каждая русская женщина должна знать: Ты достаточно сильна, чтобы проломить любую стену".
И ещё по поводу высказываний коллег из Совета Федерации о тексте песни. Это вопрос художественных вкусов, и он должен рассматриваться отдельно от политики. В реальности же Манижа подвергается жёсткой травле, и нужно думать о том, как защитить российскую артистку, а не обсуждать, что она поёт. К сожалению, подобные заявления не поспособствуют защите девушки.
Алексей Рощин, психолог:
Я думаю, что эту песню сложно рассматривать как явление искусства. Текст, скорее всего, предлагает задуматься о современном положении женщины в нашей стране и её проблемах. Манижа "рисует" картину в русле современных феминистических тенденций. Песня говорит о том, что наши женщины не отсталые, как некоторые могут подумать, а, наоборот, ещё более феминистичные, чем предписывает современная этика. Основная идея песни в том, что в России не особо обсуждаются идеи феминизма, не хватает всяких организаций, которые защищают интересы женщин и решают их проблемы. У нас действительно их меньше, чем на Западе. Но при этом, как нам говорит Манижа, получается, что, несмотря на это, русские женщины всем феминистическим идеалам полностью соответствуют. Она показывает, что русская женщина – человек дела, а не слова.
Сергей Соседов, журналист, шоумен, радиоведущий, музыкальный критик:
В песне нет никакого смысла, она ужасна. Авторы, конечно, попытались сделать выжимку какого-то смысла, но по факту в песне только набор слов и всё. Там не поднимаются никакие проблемы, нет никакой новой информации для человека. Манижа поёт: "Встал и пошёл..." Но об этом не нужно орать: каждый из нас может строить свою жизнь так, как он считает нужным. Я бы песню описал так: это какое-то околомузыкальное безобразие. Она сделана непрофессионально, её нельзя отнести ни к какому музыкальному стилю, это не этно, это не рэп, это вообще ничто. К тому же Манижа мимо ритма читает. Везде фальшивые ноты и фальшивые завывания. Кто-то, конечно, говорит, что в песне есть какой-то смысл, но нет: в данном случае люди, которые так считают, просто пытаются оправдать бездарь. Я бы предложил объявить бойкот такому выбору участницы "Евровидения". На конкурс должны были поехать Little Big, но они отказались, думаю, потому, что не хотели попасть в кабалу Первого канала. Потому что Первый канал ведёт себя как феодал: ему все всегда всё должны. Группе пришлось бы этот пиар на конкурсе потом отрабатывать концертами.
Елена Колядина, писатель:
Я читаю этот текст и... он настолько тупой! Просто поразительно. Я вообще не понимаю, песня настолько бессмысленная, что даже говорить тут не о чем. Никакие проблемы она не поднимает, он просто ни о чём. Песня должна же иметь какое-то отношение к искусству? Ну, например, к поэзии. Задача хорошей литературы – давать ответ на вопрос, который ещё не задан обществом. А в этой песне нет ни идеи, ни мысли, ни ответа. Мне очень хочется посмотреть в глаза автору этих "стихов".
Наталья Дмитриевская, председатель регионального отделения МОО "Союз православных женщин" в городе Москве:
У нас есть конкретная претензия к песне, к образу, который в ней транслируется, и к тому, что человек собирается от лица России доносить образ нашей русской женщины всему миру. Мы убеждены, что подлинному образу русской женщины соответствует высокая духовность, нравственность и чистота, а также правильное отношение к семье, браку и материнству. Со временем эти ценности не изменились: то, о чём поёт Манижа, не является стандартом в нашей стране. Её песня оскорбляет чувства русских женщин и всех граждан нашей страны, явно высмеивает русскую духовность и культуру и возбуждает ненависть к мужчинам, что, в свою очередь, подрывает устои традиционной семьи. Мы составили открытое письмо о запрете выступления певицы (его подписали многие общественные женские организации России и представители казачества), и на него обратила внимание Валентина Матвиенко, которая тоже возмутилась текстом песни.