24 августа 1981 года над тайгой столкнулись 2 самолёта. Уцелела только Лариса Савицкая, упав с высоты более 5 км. Её историей мы продолжаем цикл о единственно выживших в авиакатастрофах.
Трагедия произошла под Завитинском (Амурская область), где столкнулись гражданский самолёт Ан-24РВ, выполнявший рейс Комсомольск-на-Амуре – Благовещенск, и бомбардировщик Ту-16К, осуществлявший разведку погоды. К месту крушения поспешили поисковые отряды – вот только никто и подумать не мог, что кто-то уцелел. 20-летней Савицкой тогда невероятно повезло. Она была единственной, кто выжил из 38 человек.
Замуж за красавца
Лариса потеряла в авиакатастрофе мужа. Он возвращался с ней из свадебного путешествия. Владимир был видным парнем, многие завидовали его избраннице.
– Лариса была обыкновенная, тихая, – сказала Metro её знакомая Лара Кузьмина. – Но вышла за красавца. Он ещё дружил с моей лучшей подругой, она его бросила, и Володя стал встречаться с Ларисой. Это был красивый парень, фактурный. Они были счастливы, хотя мы удивились, что Савицкий на ней женился.
Но достаточно взглянуть на фотографии того времени, чтобы убедиться в красоте Ларисы. Не зря Владимир любил её фотографировать. К тому же она была разносторонним, активным человеком: занималась конькобежным спортом и бальными танцами, была отличницей, любила читать. Но трагедия оборвала любовь.
Тела повсюду
Перед полётом Лариса сходила с Владимиром на фильм "Чудеса ещё случаются". Он был основан на реальной истории Джулианы Кёпке, выжившей в авиакатастрофе в Перу. Лариса обратила внимание, что героиня пристегнулась, и это уберегло её. Увиденное помогло Савицкой спастись самой.
В роковой день рейс задерживали. Молодожёны перешли из середины салона в хвост.
– Проводились учения дальней авиации, – рассказал Metro Владимир Болотин, возглавлявший оперативно-следственную группу по делу об авиакатастрофе. – У военных первыми в небо поднимаются разведчики погоды. Вылетают парой, занимают эшелон в небе. В тот раз их не предупредили, что в определённом эшелоне есть гражданский борт. Эти разведчики взлетали на солнце – у них принято включать автопилот и зашторивать окна. В итоге один из военных самолётов снизу подлетел к гражданскому и воткнулся в правое крыло. Винтом ему размолотило всю кабину, что сразу "выключило" военный экипаж, а их самолёт камнем рухнул вниз. У гражданского борта оторвало крыло и часть фюзеляжа, он полетел вниз по спирали, потому что левый двигатель ещё работал. Вещи и пассажиров вытягивало в дыру, километра на 3 разбросало. А Савицкая на обломке спланировала на землю.
О том, что именно произошло, Лариса позже сообщила своей однокласснице.
– Спокойно говорила, будто не про себя, – рассказала Metro Марина Завиваева. – Был удар, самолёт тряхнуло. Перебежала на другое кресло, пристегнулась (во время удара её, непристёгнутую, выбило в проход и потоком воздуха протащило по нему. – Прим. ред.). Очнулась уже на земле. Кругом были трупы, обломки, вещи.
Муж Савицкой получил смертельную травму головы в самом начале авиакатастрофы. Многие жители Благовещенска потеряли в тот день родных. "На самолёте летели мои тётя и дядя, – писала в Интернете одна из родственниц погибших. – Должны были лететь их дети, но в последний момент остались. Мой отец был на месте крушения для опознания. Видел брата без головы... Останки людей висели на деревьях. Чтобы похоронить погибших, их собирали по частям".
– Тела деформировало, – рассказал Болотин, в обязанности которого входил также поиск обломков самолёта и погибших, координация их транспортировки в морг. – Помню морячка с месивом вместо головы. Женщину, влетевшую в болото, – торчали только руки и ноги. У стюардессы грудь разорвало. Человек, падая с такой высоты, принимает форму болида...
Дела таёжные
Ларису не убило при падении, но ей предстояло ещё провести несколько дней в незнакомой обстановке.
– ОБЖ в те времена в школах не было, – напомнила одноклассница Савицкой. – Были уроки "Военное дело", ориентироваться на местности нас учили, конечно, но вряд ли Лариса могла применить эти знания на практике. Конечно, в тайге было холодно. Чтобы согреться, она откопала в вещах какие-то тряпки и куталась в них. Кругом был лес, она боялась отойти далеко. Слышала звериный вой. Было страшно, хотелось есть и пить. Комаров была тьма. Среди вещей нашла колбасу, очистила её от крови и грязи. Есть было больно – часть зубов выбило. Ходить было тоже больно. Уже после того, как её спасли, врачи выяснили – у неё был сломан позвоночник!
Искали Савицкую долго. Гражданский самолёт разметало по тайге, хвостовую часть и выжившую удалось обнаружить даже не в первый день. Высматривали обломки с вертолётов, работали также наземные поисковые отряды.
– Мешали разные проблемы, – вспомнил Болотин. – Например, на следующий день поисков погода испортилась. Чтобы попасть на место крушения, надо было перелететь через перевал, но это время... Лишь на третий день утром выбрались к эпицентру крушения. Я направил поисковую группу к тому месту, где, как оказалось, была Лариса.
К ней пошёл заместитель командира поискового отряда Николай Андросов. Разбросанные части авиалайнера стали "хлебными крошками", по которым к Савицкой вышли двое. На девушке были плащ, вязаное платье под ним, на ногах – колготки, туфли.
– Я был с зампредседателя горисполкома Виктором Барабашем, – пояснил Metro Андросов. – Девушка лежала на кресле и, увидев нас, приподнялась. Виктор Иванович сказал: "Смотри, живая!" Мы сообщили на базу, нам ответили: "С ума сошли, что ли?"
Лариса рассказала Андросову часть своей истории. Очнувшись посреди тайги, среди лиственных деревьев, девушка увидела мёртвого мужа. Оглядевшись, поняла, что находится на креслах, которые сложились стопкой.
– Под креслами была ещё живая женщина, – отметил Николай. – Её задушили привязные ремни. Сверху давили кресла, на них обнаружили следы ногтей, кровь. Лариса не могла её слышать, та недолго прожила. Через некоторое время она пошла искать людей, оставив записку около мужа. Но выйти из этого пятачка никуда не могла – вокруг была речка. Только узенький проходик был, даже если бы она его нашла, дальше что? Медведи бы загрызли, потерялась бы. Это тайга! Хорошо, что вернулась, села и стала ждать. Видела пролетавшие вертолёты, махала, но её не замечали. Только мы её и нашли. Через полчаса подошла основная следственная группа. Стали ждать вертолёт. Пришлось для него вырубать просеку, площадку делать.
По словам Болотина, командир вертолёта загрузил борт "грузом 200" под завязку, рядом с телами пришлось лететь и Ларисе. По прилёте девушку направили в больницу Завитинска, а оттуда – в родной Благовещенск. К сожалению, беды на авиакатастрофе, в которой погиб муж, для Ларисы не закончились. Через три года не стало её мамы.
– Ехала на служебной машине и во время столкновения лоб в лоб погибла... – пояснила Лара Кузьмина.
Но происходило не только плохое. Савицкая родила сына, хотя врачи ей запрещали – из-за травм. Устроилась в школу, правда, жаловалась подруге на боли в спине – подолгу приходилось стоять в классе. Переехала из Благовещенска в Москву и, дав несколько интервью, перестала общаться с прессой. Однако недавно напомнила о себе – решила помочь режиссёру Дмитрию Суворову снять о её истории фильм.
Режиссёр Дмитрий Суворов узнал о Савицкой по ТВ. Правда, в Интернете сообщалось, что она умерла, но Суворов не поверил и нашёл её. Несколько недель Савицкая раздумывала, помогать ли с фильмом, и в итоге позвала режиссёра к себе на дачу в Крым, где началось обсуждение сценария. Главные роли сыграют Надежда Калеганова и Максим Иванов.
Узнали что-то важное при общении?
Да. Допустим, югославка Весна Вулович потеряла сознание, когда падала с высоты 10 км – самолёт взорвали террористы. А Лариса была в сознании. И предпринимала определённые действия, что привело к её спасению. Она не кричала, не паниковала. А вот те, кто поддавался панике, погибали сразу.
Какое впечатление производит Лариса?
Крепка, сильна духом и всегда идёт до конца. Конечно, катастрофа на её здоровье повлияла сильно. И на физическое, и на психическое. Она как-то сказала мне: "Когда где-то происходит авиакатастрофа, я представляю себя там с этими пассажирами. Никто другой не поймёт, каково это. Падать и ждать, когда умрёшь". Вряд ли после такого можно оправиться до конца. Часть тебя остаётся в тайге.
Сейчас в её жизни штиль?
В целом да. Она занимается технологиями будущего. Об этом поподробнее – в финале фильма.
Как вы друг другу помогаете?
В прошлом году защищали с Ларисой проект фильма в Минкультуры. Она плотно общается с актёрами. Для официального участия в съёмках оформила ИП и получит проценты от дохода с проката. Государство сразу отреагировало – попросило вернуть часть пенсии, 200 тысяч, за два года. Как работающего пенсионера. Мы помогали, оплачивали.
Есть глобальная причина снимать это кино?
Лариса как-то сказала нам: "Меня спас тот итальянский фильм. Казалось бы, мелочь, случайность. Раньше же фильмы показывали только в кинотеатре. Вот он вышел, мы пошли, посмотрели. И если меня это спасло, то, может, новый фильм спасёт ещё кого-то".
В чём уникальность проекта?
Мы пытаемся сделать то, что никто не делал. Например, строим в павильоне салон самолёта, предусмотрены дубли под разрушения. Будем одним кадром воссоздавать всю историю, от столкновения до падения героини на обломке из 4 рядов. Реальное место падения вырубили, там голое поле, поэтому нашли похожую тайгу в Пермском крае (также будут съёмки в Москве, Подмосковье и Вологде). Купили самолёт Ан-24, распиливаем его и везём в тайгу. Там воссоздаём обломки и место крушения. Много будет всего сложного и интересного. Съёмки планируем начать 24 августа (в этот день произошла авиакатастрофа. – Прим. ред.).
Цифры и факты
• 15 часов 21 минута 7 секунд – в это время произошла авиакатастрофа
• 811 – номер рокового рейса
• 32 человека находились на борту гражданского самолёта
• 3 дня провела в тайге Лариса Савицкая
• 75 рублей – выплата Савицкой вошла в Книгу рекордов Гиннесса как самая мизерная компенсация при авиакатастрофе