30 июня 2009 года школьница Байя Бакари уцелела в крушении Airbus 310-324 над океаном. Metro начинает цикл публикаций о единственно уцелевших в авиакатастрофах
Самолёт упал при заходе на посадку, в Индийском океане погибли 141 пассажир и 11 членов экипажа (из них 66 граждан Франции). Выжила только Байя Бакари.
Упасть в океан и не умереть
13-летняя Байя летела с мамой Азизой Абуду на Коморы, где у них в городе Неумадзахо Бамбао жили родственники. Вылетели из Франции на Airbus 330-200 – у этого самолёта был хороший послужной список. Затем в Йемене пересели на старый самолёт авиакомпании Yemenia Airlines, в котором за два года до катастрофы французская комиссия нашла неисправности. Но его продолжили эксплуатировать – при этом самолёт был под запретом на территории Евросоюза.
– Я попросила маму, чтобы она разрешила сесть у окна, – рассказала Metro Байя, летевшая тогда в хвосте лайнера. – Она позволила. Больше не говорили, дала ей спокойно спать. В самолёте был сильный туалетный запах. А ещё там были мухи. Пассажиров это шокировало! Однако полёт проходил в спокойной обстановке, почти все спали. Я же увлеклась видеоиграми на Nintendo.
В какой-то момент экипаж, состоявший в основном из йеменцев, сообщил пассажирам о скором приземлении. Началась сильная турбулентность, затем самолёт, не сумев совершить заход на взлётно-посадочную полосу (хотя, по свидетельству очевидцев, был в 50 м от земли), отправился на второй круг. Однако сбился с курса, заглох и рухнул носом в Индийский океан, в 14 км от северного побережья острова Гранд-Комор и в 33 км от аэропорта Морони. Трагедия произошла ночью, при плохой погоде – был сильный ветер (порывы до 18 м/с).
Байя рассказала о последних минутах полёта:
– После объявления о посадке все проснулись. Я видела, как пассажиры, включая маму, приходят в себя. А затем вдруг началась турбулентность. Я встревожилась, но все были спокойны: и пассажиры, и бортпроводники. Тогда я решила, что это нормальная ситуация при посадке на Коморы. После турбулентности ощутила, будто сквозь тело прошёл мощный электрический заряд, а в следующее мгновение уже находилась в воде. У меня был провал в памяти, я не знаю, как оказалась там.
Дрейфовала на обломке
Байя увидела на воде части самолёта и ухватилась за самый большой, с иллюминатором. Забраться не получилось, пришлось просто держаться за него. Большая часть тела оставалась в маслянистой от разлившегося самолётного топлива воде.
– Поначалу было темно, лишь видела какие-то огни вдалеке, – продолжила Байя. – Стала кричать по-коморски, потому что на этом языке поначалу кричали рядом какие-то женщины. Внезапно ощутила огромную усталость. Я не спала, была измотана. И заснула на обломке. А как проснулась, поняла, что никого нет – крики прекратились. Я плакала, пока слёзы не закончились.
Когда стало чуть светлее, Байя разглядела вдалеке остров – забрезжила надежда, появился ориентир, куда плыть. Но возникла новая проблема – разволновался океан, поднялись волны. Байю закачало среди разбросанных по воде чемоданов и одежды погибших пассажиров.
– При этом мысли о том, что подо мной потонул самолёт, я блокировала, – призналась Байя. – У меня был бред. Я вбила себе мысль, что единственная упала в океан, несмотря на всё, что со мной произошло, на услышанные крики. Мне казалось, что моя мать и другие пассажиры благополучно прибыли на Коморы. Не могу объяснить, почему я так думала. Ещё мне было страшно, что рядом могут быть акулы. Говорят, в тех местах их водится немало...
Собравшись с силами, девочка сосредоточилась на спасении. Попыталась на обломке плыть в сторону острова, но океан был слишком неспокойным. В конце концов Байя не выдержала и оттолкнула обломок.
– Меня спасла всё та же сумасшедшая идея, что мама выжила, и тогда я снова ухватилась за фюзеляж. Конечно, мысль о том, что мама нормально долетела до островов, помогала, но возникали и моменты отчаяния. Помню, надо мной пролетел самолёт, я стала размахивать руками, но меня не увидели.
Спасение
Стоило жителям Коморских островов узнать об авиакатастрофе, как все, у кого были лодки, бросились искать выживших. Рыбак Либуна Матрафи был первым, кто увидел девочку в океане, где в тот день волны поднимались на высоту в 5 м.
– Когда он меня нашёл, я уже отчаялась и положила голову на обломок. Неожиданно услышала, как кто-то зовёт меня. Тогда попыталась плыть ему навстречу. Но я уже 10 часов находилась в воде, у меня не осталось сил. Да и волны уносили прочь.
Тогда Матрафи сам полез в воду, чтобы помочь Байе. С дрожавшей девочки сняли одежду, завернули в тёплые одеяла и дали сладкой воды.
– У меня было много ран – ожоги на ногах и локтях, сломанные ключица и таз, серьёзная травма глаза, и ещё несколько незначительных повреждений на теле, – перечислила Байя. – Мне сделали пересадку кожи, прооперировали глаз, поставили специальные кольца на места перелома ключицы. Мне пришлось пройти курс лечения: я носила компрессионные чулки, прошла процедуры для улучшения гидратации кожи, мне делали массаж. К счастью, ничего серьёзного в физическом плане со мной не произошло. Сейчас чувствую себя хорошо. Правда, осталось несколько шрамов.
Самым тяжёлым был момент, когда в палату к Байе пришёл психолог, чтобы сообщить о маме.
– Тот мужчина сказал: "Мы не нашли твою маму, и я не думаю, что её найдут". Я разозлилась, не могла поверить в это! Очень нескоро осознала, что её больше нет.
Я очень хорошо помню маму. Я сейчас очень на неё похожа. Чем старше я становлюсь, тем отчётливее наше сходство. У нас одинаковая комплекция, похожие, очень тёмные волосы, которые она всегда собирала в пучок. Ещё у неё была чудесная улыбка... Мама любила нас (Байю, её сестру Бадьян и братьев, Бадру и Бадави. – Прим. ред.). И многим жертвовала, чтобы мы получили достойное образование. Она всегда следила, чтобы мы тщательно выполняли домашние задания, каждый день водила нас в школу.
Она была моей лучшей подругой, я делилась с ней самым сокровенным. Я могла часами болтать с ней о том, что происходило в школе. Помню, что мама превосходно готовила. И была очень добра к нам, даже со своим непростым характером. Она терпеть не могла, если кто-то льстил ей или, наоборот, проявлял к ней неуважение. И если ей что-то не нравилось, мама говорила об этом прямо. Мне её очень не хватает.
Постскриптум
Расследование авиакатастрофы шло долго: французы обвиняли йеменцев в нарушениях, в том числе напоминая об эксплуатации не вполне исправного самолёта, хотя последние уверяли, что за месяц до вылета он прошёл все проверки.
В официальном рапорте следственной комиссии Коморских островов сказано, что главной причиной трагедии стали дезориентация и неправильные действия членов экипажа. В числе прочих факторов назовут недостаточную подготовку лётного экипажа, не справившегося с посадкой самолёта в стрессовой ситуации, отсутствие реакции пилотов на автоматические сигналы о близости земли и сложные метеорологические условия.
– Расследование по уголовным делам обычно идёт долго, особенно когда дело касается авиакатастроф, – отметила Байя. – Мне лично, а также семьям, потерявшим близких, до сих пор не выплатили компенсации в полном объёме. Хочется закрыть эту главу жизни, но это невозможно, пока справедливость не восторжествует.
Сейчас Байя живёт во Франции и учится – почти закончила магистратуру в сфере управления недвижимостью. Два дня в неделю обучается, три – работает.
– Многие детали трагедии стираются из памяти, – вздохнула Байя. – Но каждый день я вспоминаю, что со мной тогда произошло. И это очень тяжело, поверьте!
Факты о Байе Бакари, спасшейся при крушении
• 152 человека погибли в авиакатастрофе, в том числе мать Байи Азиза
• "Выжившая" – так называется автобиография Байи Бакари. Написала в 15 лет в соавторстве с журналистом
• 19 лет находился в эксплуатации самолёт, разбившийся над Индийским океаном
• 28,3 тыс. долларов пообещали в Yemenia Airlines за каждого погибшего. Байя утверждает – деньги выплатили не полностью
• СМИ сообщали, что Стивен Спилберг просил у Байи разрешение снять о ней фильм– сама она это в беседе с Metro опровергла