Принятые в начале 2021 года поправки к закону "Об образовании" только вводили понятие "просветительской деятельности" и наделяли правительство правом её регулирования.
Расшифровка того, что входит в это понятие, и правила регулирования описываются в опубликованном постановлении, которое вынесено на обсуждение.
Собрать кипу бумаг
– Законопроект, мягко говоря, сырой и нуждается в переработке, – считает научный журналист и медицинский блогер Алексей Водовозов. – Например, физическим лицам для проведения любых просветительских мероприятий нужно будет предоставлять организаторам кипу бумаг: справки об отсутствии судимости, о состоянии здоровья, отдельно справку из ПНД и отдельно – некое документальное подтверждение наличия как минимум двухлетнего стажа просветительства. Последнее требование из разряда фантастики: кто и как это будет подтверждать? Я в год читаю около 100 лекций в разных городах страны, то есть мне потребуется предоставить организаторам по 100 оригиналов всех перечисленных документов. Что-то мне подсказывает, что в ПНД меня на учёт поставят уже после 10-го подряд обращения.
По словам Водовозова, многим проектам проще будет прекратить деятельность, чем ввязываться в бюрократическую волокиту. Плюс высок риск ухода в серую зону.
Получить диплом – мало
– К этому можно относиться только скептически, понимая недальновидность этого шага, потому что даже просвещение оказалось в тисках государственной регуляции. А знание и его распространение вообще плохо поддаются регуляции. Я неоднократно выступала на разных публичных площадках против этого закона, и для меня стало личным потрясением, что он прошёл три чтения и был подписан президентом. Если мы говорим о регуляции в контексте недопущения появления на рынке образовательных услуг шарлатанов, то законопроект можно было бы по-другому сформулировать. Почему теперь все те, кто занимается научной и просветительской деятельностью вне официальных образовательных или научных институтов, де- факто лишаются этого занятия, а мы часто остаёмся без уникальных знаний и экспертиз. Система сегодняшнего знания предполагает овладение информацией из многих источников: чтобы быть хорошим врачом или хорошим куратором – образования, полученного в вузе, недостаточно. Должно быть доступное поле разного знания, которое оперативнее, быстрее распространяется и за которым из академии или действуя по нормативам часто не угнаться.
Закон "резиновый"
– Любой закон, написанный в запретительной манере, плох, – считает преподаватель и основатель GISGeo Андрей Пирогов. – Лично для меня, как основателя популяризаторского проекта, принятие этого закона означает необходимость методического согласования своих материалов с министерством. Даже не представляю, как это может проходить. Надо будет согласовывать записи в Facebook или аналитические материалы на своём сайте? Авторы закона не имеют никакого отношения к тому, какие механизмы будут регулировать исполнение этого закона и его функционирование в целом. Судя по всему, данный закон просто не будет работать в силу своей "резиновости".
Формы просветительской деятельности:
- презентации, лектории, семинары, мастер-классы, круглые столы, дискуссии (в том числе онлайн)
- размещение или распространение информационно-печатной продукции, в том числе в Интернете
- показ и распространение видео- и аудиоматериалов, в том числе в Интернете
- создание просветительских интернет-порталов