На июль у Дельфина запланировано сразу несколько выступлений в Москве и окрестностях: 7-го он выступит на "Нашествии", 8-го – на фестивале "Боль" и 21 июля сыграет специальную программу "Синтетика" в Gipsy. Музыкант ответил на вопросы Metro.
Что будет на "Синтетике"?
Концерт предполагает пересечения акустической и электрической программы. Лучшее из того, что мы можем исполнить, будет включено в программу. Возможно привлечение музыкантов со стороны, но об этом ещё идут размышления. В любом случае должно получиться что-то интересное.
Музыка у вас сейчас достаточно камерная. Приходится ли менять подачу на таком большом фестивале, как "Нашествие"?
Пожалуй, нет. Мы рассматриваем такие фестивали как возможность рассказать людям, которые вряд ли попадут на наш концерт, как это (выступление. – Прим. ред.) может выглядеть на самом деле. Если кого-то это заденет, мы всегда будем рады видеть на концертах.
Помните, на "Нашествии-2002" вместе с вами выступал голый гитарист Павел Додонов. Сейчас такое возможно?
Возможно всё что угодно. Обстоятельства могут сложиться по-разному.
Я неоднократно был на ваших выступлениях. У меня складывалось впечатление, что вы взяли на себя некоторые партии барабанов и клавишных из-за того, что вам некомфортно на сцене. Так ли это?
Отчасти так. Когда вышла пластинка "Звезда", я не знал, куда на сцене девать руки. Поэтому решил играть на барабанах. Но сейчас это переросло в несколько иное качество и стало неотъемлемой частью выступлений. Я и комфортно себя чувствую, и влияю на то, что зритель слышит в зале.
Вы вообще получаете удовольствие от живых выступлений?
Да. Да, в какой-то степени. Но больше мне нравится работать в студии, когда рождается песня.
Сейчас внимание к музыке несколько другое. Популярны более яркие, броские формы. В ходу такое понятие, как "хайп". Как вы себя чувствуете в этой новой медиареальности?
Я думаю, что происходит всё то же самое, что и 10, 15, 20, 30 лет назад. Просто называется другими словами. А технологии позволяют придавать творчеству другие масштабы. Раньше методы достижения этого хайпа были другими, и называлось это по-другому: "коммерческий успех" или "я на вершине топ-100".
Есть ещё такое слово "медиапотребление". Вы сейчас пользуетесь Instagram, читаете книги, смотрите сериалы?
Последнее время я потребляю много аудиокниг, это стало для меня удобным. Смотрю разный ТВ-контент. Какие-то фрагменты передач на канале "Культура", интересующие меня исторические передачи, тот же канал Discovery. Иногда позволяю себе смотреть новости. Мне интересно сравнивать Euronews и "Вести 24" и поражаться и тем, и другим. И в том, и в другом случае я отмечаю для себя очевидные пропагандистские решения.
То есть информационный поток вы стараетесь фильтровать?
Да, просто иногда возникает ощущение, что тебе чего-то не хватает. Как воды хочется выпить, только на другом уровне. И ты начинаешь эти пробелы заполнять той или иной информацией.
Какая из аудиокниг на вас произвела впечатление?
Как ни странно, роман Фёдора Михайловича Достоевского "Униженные и оскорблённые". Я остался под большим впечатлением и решил послушать ещё один роман Достоевского. Какая-то магия в этом всём есть.
Вам не кажется, что ваше творчество и творчество Достоевского в чём-то созвучны?
Отчасти да, наверное. Что касается романа "Униженные и оскорблённые", там вся фабула строится на вещах, которые сейчас бы даже не поняли. В современных условиях этого бы не могло случиться.
Что вы имеете в виду?
Представления о чести и достоинстве, понимание людей, которое сейчас существует в совершенно обрезанном виде.
Вас как человека, который, пусть сейчас и условно, имеет отношение к такой категории, как "рэп", нельзя не спросить о Versus Battle. Знакомы с явлением?
Да.
Что думаете?
О баттлах как таковых?
Да и конкретно о Versus Battle.
Я не очень в курсе этого. Это обычный баттл, но в другой обстановке? Что это такое?
Есть определённая команда людей в Петербурге, которая делает YouТube-шоу и набирает миллионы просмотров.
К сожалению, не в курсе. Но в прошлом-позапрошлом году я интересовался этим феноменом и смотрел эти сражения речитативные. Было забавно.
А знаете, например, кто такой Оксимирон?
Да, знаю.
И как вам?
Не очень.
А другие имена: ATL, Скриптонит, Хаски?
Вот Скриптонит мне очень понравился. Мне не очень близка эстетика, о чём там говорится, но мне понравилась такая полукиношная атмосфера записи. Много диктофонных звуков каких-то потустронних.
А ATL’а слушали?
Нет.
Дети на ваших концертах бывают?
Дочь была, да.
И как ей?
Говорит: "Неплохо". (Смеётся.)
У неё свои герои?
Да, конечно.
Вернёмся в прошлое. Расскажите про запись пластинки Stop Killing Dolphins.
Начну с того, что во многом это не моя заслуга. Был такой коллектив Alien Pat. Holman. Вся музыка была написана этой группой. А я, как мог, наполнял её текстами. Ребята были старше, опытней, начитанней, они знали, чего хотели. Поэтому получилась такая пластинка. И это здорово, так как для меня это был большой опыт, который дал генеральное направление на всё последующее творчество.
Помню диссонанс: весёлые парни на кассете и душераздирающая атмосфера песен.
Молодости вообще присуще веселье. Оно не останавливалось. А делать мы хотели то, что вы услышали.
С какими чувствами вы сейчас вспоминаете времена "Мальчишника"?
Да я его вообще не вспоминаю. Мне даже иногда кажется, что этого ничего не было. Только когда кто-то задаёт вопрос, я мысленно возвращаюсь туда и не понимаю, куда попадаю.
То есть вам неприятно?
Не то чтобы неприятно. Как будто бы не со мной всё это было.
Последний вопрос. Когда вам хорошо и когда вы улыбаетесь?
(после раздумий, засмеявшись) Пожалуй... Мне кажется, я чаще улыбаюсь, чем нахожусь в другом состоянии. Я очень ценю время, проведённое в одиночестве, потому что оно позволяет сосредоточиться и сделать внутренние выводы. А когда я с людьми, то я чаще улыбаюсь, нежели нахожусь в хмуром состоянии.
Андрей Вячеславович Лысиков (род. 29 сентября 1971, Москва), более известный под сценическим псевдонимом Дельфин (англ. Dolphin) – российский поэт и музыкант, исполняющий музыку в жанрах "альтернативный рок, альтернативный рэп, электронная музыка, нойз-рок, трип-хоп, инди-рок, пост-панк, рэп-кор, шугейзинг". Бывший участник и автор песен скандального хип-хоп-трио "Мальчишник", альтернативной группы "Дубовый Гаайъ" и экспериментального проекта "Мишины дельфины".
Дельфин стал известен благодаря группе "Мальчишник", с которой он записал 3 альбома. После распада группы в 1997 году Дельфин начал успешную сольную карьеру.
Лауреат молодёжной премии "Триумф" 2000 года в номинации "Поэтический гений", премии MTV RMA 2004 года как "Лучший Артист", премии Интермедия 2005 за "Вклад в Будущее", премии Rock Alternative Music Prize (RAMP) 2008 в номинации "Клип года" за клип на песню "Без нас", премии Apelzin Award в 2009 за Лучший альбом – "Юность", премии Степной Волк за "Поэзию на музыку", премии Радио Максимум за "Лучший Артист", премии Наше Радио за "Поэзию" (Альбом Существо). Номинации "Best Live", "Солист" и "Группа" на премии "Чартова Дюжина", "Музыка" и "Слова" на премии "Степной Волк" в 2013 году, номинация "Альтернатива" на премии "ZD-Awards". Лауреат премии Золотая Горгулья в номинации "Легенда" в 2014 году. Лауреат премии Золотая Горгулья в номинации "Арт проект" в 2015 году за книгу стихотворений.