На прошлой неделе в России незаметно для широкой публики произошло одно замечательное событие. Народная артистка СССР Алиса Фрейндлих вернулась на сцену после перенесённого зимой ковида.
В декабре прошлого года Алисе Бруновне исполнилось 86 лет, и спустя пару недель после дня рождения она оказалась в больнице. Сведения о состоянии любимой актрисы приходилось собирать по крупицам. Фрейндлих в реанимации с обширным поражением лёгких – пугали многочисленные Telegram-каналы, состояние Алисы Бруновны стабильное и не вызывает опасений – успокаивала пресс-служба театра. Мы не знали, чему верить. Не мне вам говорить, сколько жизней унесла эпидемия, сколько всенародно любимых актёров мы потеряли. Поэтому многие, и я в том числе, переживали. Но всё это время надеялись на лучшее, конечно. "Она пережила блокаду, таких людей не так-то просто победить", – сказала моя коллега, когда Алиса заболела. Я приободрилась – действительно, это очень убедительный аргумент.
И когда в конце февраля официально стало известно, что актрису выписали из больницы, мы все радовались за неё, как за родную. И вот 25 мая она снова вышла на сцену родного БДТ в спектакле "Волнение", который специально для неё поставил известный драматург Иван Вырыпаев.
Поразительно, насколько такая маленькая (рост Алисы всего 153 сантиметра) и худенькая женщина может без видимых усилий управлять целым залом людей. На полтора часа эта женщина исчезла, а на сцене появилась великая актриса. Алиса вернулась, победив тяжёлую болезнь, и сам этот факт заставлял зрителей восторженно вслушиваться в каждое слово её героини, находить какие-то дополнительные смыслы в том, что говорила героиня Алисы, пожилая американская писательница Улья Рихте. Конечно, после спектакля были овации и крики "Браво!", и, если бы можно было дарить цветы, уверена, что сцена была бы завалена ими.
За всю жизнь я близко видела Алису Бруновну только два раза. Первый – случайно столкнулась с ней в магазине лет восемь назад, она так быстро исчезла, что я толком не успела осознать, кто только что стоял рядом со мной в рыбном отделе. Второй раз – два года назад в Москве, когда она приезжала, чтобы представить аудиосказку "Алиса в Стране чудес", записанную для благотворительного фонда "Артист". Я никогда с Алисой Бруновной не разговаривала, но отчётливо понимала, что рядом со мной не просто гениальная актриса и легенда, но и очень скромный и интеллигентный человек. Именно по этой причине Фрейндлих чрезвычайно редко даёт интервью, её практически невозможно увидеть в ток-шоу, жюри телевизионных конкурсов, рекламе или политических дебатах. Сама того не желая, Алиса стала примером не только актрисы, но и человека. Вообще, у меня есть какое-то иррациональное ощущение, что, пока Алиса Бруновна выходит на сцену, глобальное добро побеждает, зажигается какой-то свет в конце туннеля. Конечно, для каждого он свой, но я уверена, что именно Алиса является его проводником.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.