Главный герой этого семейного приключенческого фильма – семиклассник Саша (Елисей Чучилин), который однажды находит в лесу лисёнка, попавшего в капкан. Узнав, что за его новым другом охотятся браконьеры, он решает спрятать лисёнка в землянке и выхаживать.
Лисёнка для съёмок нашли в зоопитомнике под Каширой, вернее, там взяли сразу двух животных.
– Для проекта мы завели двух лисят, которые были рождены с разницей в две недели. Два лисёнка нам нужны были для того, чтобы избежать сложностей на монтаже. Мы снимали проект около полутора месяцев, а так как маленькие лисята рождаются чёрненькими и только потом рыжеют, в кадре могло быть заметно, как сильно меняется зверёк на протяжении съёмок, – рассказала Metro режиссёр фильма Анна Курбатова. – Когда нам представили наших лисят, мы поняли, что это практически котята, и очень их полюбили, хотя съёмки с ними стоили больших усилий. По сценарию лисёнок должен был практически всё время лежать, но оказалось, что наших четвероногих актёров невозможно заставить это делать по команде. Мы попытались перед каждой сценой долго выгуливать лисёнка, чтобы он устал, но тогда в кадре наш актёр неизбежно засыпал, что было не нужно. В какой-то момент вся группа стала зависеть от воли животного. Мы отслеживали состояние лисёнка, и если в какой-то момент он был готов лежать, то бросали всё: обед, свет, перестановку – брали камеру, актёра и бежали снимать.
Лисёнок и его дублёр, по словам, Анны Курбатовой были очень разные по характеру: один любил бегать, а второй – находиться на руках.
– Помню, была очень сложная сцена, в которой Юлия Александрова вместе со своим племянником по фильму Сашей должна была нести лисёнка на руках из землянки. В этой сцене снимались оба лисёнка, в разных дублях разные. Иначе было нельзя, потому что мы потратили уйму времени на то, чтобы лисёнок не вырывался, сидел спокойно и дал актёрам проговорить свой диалог, – говорит наша собеседница. – Я надеюсь, что никто не заметит разницу в лисятах, хотя мы их разные мордочки прекрасно различаем.
По словам режиссёра, они принципиально не использовали никакие препараты, чтобы усыплять или, наоборот, стимулировать животных:
– Для нас было важно избежать любого насилия над этими зверьками, поскольку для нас это кино, в первую очередь, как раз про заботу о животных.
Кроме лисят в этом проекте задействовали много интересных животных. Здесь можно будет увидеть красного волка, занесённого в Красную книгу, съёмочная группа смогла поближе познакомиться с росомахой и нутриями. Есть сцены, в которых снимались и более привычные животные: гуси, кролики, собаки, кошки.
В нашей профессии с очень сложным ритмом всегда очень приятно, когда на площадке присутствуют животные, это всех очень умиротворяет и настраивает на позитивный, миролюбивый лад. Благодаря этому атмосфера на площадке была очень-очень позитивная, добрая. Анна Курбатова, режиссёр
Лисята, снявшиеся в фильме "Мой дикий друг" до сих пор живут в своём питомнике, Режиссёр говорит, что они их иногда навещают.
Пять вопросов специалисту
Зоолог Олег Шумаков рассказал Metro, что делать, если повстречал раненого зверя и нужно ли нести его домой.
Стоит ли пытаться приручить дикое животное?
– Вообще, дикое животное приручить сложно, особенно, если мы говорим о взрослых особях. Если мы говорим о детёнышах, то да, пожалуй, любого малыша можно приручить так или иначе, и чем в более раннем возрасте он окажется у вас, тем проще будет адаптировать его к жизни в домашних условиях. Но важно понимать, что взять дикое животное из природы домой с целью его вырастить – это очень большая ответственность. Вы не можете взять детёныша и потом, чуть-чуть подлечив и подкормив, отпустить обратно, — так вы обрекаете его на гибель: он не сможет адаптироваться в дикой природе. Так что если вы взяли животное, то дальше всю его жизнь должны будете о нём заботиться. А хватит ли у вас на это сил и возможностей – большой вопрос.
То есть стремление помочь животному может идти ему во вред?
– В 80% случаев животные в нашей помощи не нуждаются. Если мы видим на дороге травмированное животное, то да, наверное, есть смысл подумать о том, чтобы как-то ему помочь. Но возникает следующий вопрос: а можем ли мы действительно оказать животному помощь? Я сам с этим сталкиваюсь регулярно, мне звонят люди с вопросами: "Мы его кормим – он не ест, мы его поим – он не пьет, как быть?" То есть даже такие простые, казалось бы, вещи, как накормить и напоить животное в новых условиях, становятся проблемой, а уж о ветеринарных манипуляциях и говорить не стоит. Поэтому прежде чем это делать, нужно хорошо подумать, и оптимальный вариант, конечно, это передача животного в специальный реабилитационный центр. Их, к сожалению, не так много, но они существуют.
Но ведь известны примеры дружбы между человеком и волком, дельфинами, медведями. Почему в этих случаях человек не наносит вред дикому животному?
– Главное отличие в том, что это не приручение, это именно выстраивание определённого типа отношений между человеком и животным. Но опять же вопрос, а нужно ли это делать? Когда вы встречаете дикое животное, лучше всего не трогать его и постараться как можно быстрее спокойно уйти в сторону так, чтобы его не напугать. Это правило продиктовано даже не столько вопросами собственной безопасности, сколько заботой о самих детёнышах. Категорически не рекомендуется брать руками ни птенцов, ни млекопитающих, потому что очень велика вероятность, что родители этих детёнышей бросят, почувствовав посторонний запах.
А у лис так же? Насколько сложно детёнышу адаптироваться, если вернуть его обратно на природу?
– Детёныша лисицы, выращенного дома, вернуть в дикую природу невозможно, у него нет самого главного механизма – страха человека. Плюс он не умеет общаться с животными своего вида, потому что существует определённая система сигналов, которой детёныши обучаются. Если мы детёныша забрали, значит вернуть его, скорее всего, уже не сможем.
Дайте совет, а как всё-таки определить, нуждается ли дикое животное в помощи и как оказать её, не причинив вреда?
– Если речь идёт о детёнышах, то обращать внимание нужно прежде всего на то, как детёныш двигается, нет ли у него травм, в каком состоянии его шерстный покров. Но человеку, в этих вопросах несведущему, достаточно сложно определить, нуждается животное в помощи или нет. И нужно учитывать, что выживаемость среди детенышей разных животных, начиная от низших позвоночных, заканчивая высшими, очень невысокая. Нам это кажется чем-то ужасным, какой-то трагедией, но на самом деле так в природе всё устроено, это один из способов регуляции численности. Главное, помните, что детёныш, изъятый из природы, выращенный дома, прирученный, уже не сможет вернуться в природу.