"Золотой век" советской мультипликации создали пережившие ужасы войны фронтовики

10 июня 1936 года открылся "Союзмультфильм". О выдающихся отечественных художниках-мультипликаторах рассказывает выставка на ВДНХ
"Золотой век" советской мультипликации создали пережившие ужасы войны фронтовики
Наталья Бабахина
Фон-панорама с женской головой художника Николая Попова к мультфильму "Жил-был Козявин". 1966. Бумага, гуашь. Из архива Государственного центрального музея кино.

Многие знают, кто такие Фёдор Хитрук, Александр Татарский, Роман Качанов и Юрий Норштейн. Но в истории отечественной мультипликации было много других художников, чьи рисованные шедевры со временем заслонили имена своих создателей. Открывшаяся на ВДНХ к 110-летию отечественной анимации выставка "Жить дружно!" помогает восполнить пробелы и вспомнить всех, кто создал удивительный по стилистическому разнообразию и уровню мастерства мир советской мультипликации. Эскизы и раскадровки известных мультиков на выставке безумно интересно рассматривать – ты на какую-то миллионную долю становишься соучастником процесса их создания. Metro рассказывает о нескольких именах с выставки.

Леонид Амальрик

Раскадровка Леонида Амальрика и Владимира Полковникова к мультфильму "Лимпопо". 1939. Ватман, карандаш, акварель. Из архива Государственного центрального музея кино.
Наталья Бабахина
Раскадровка Леонида Амальрика и Владимира Полковникова к мультфильму "Лимпопо". 1939. Ватман, карандаш, акварель. Из архива Государственного центрального музея кино.

Был в числе первых художников на открытом в 1936 году "Союзмультфильме". Вместе с мультипликатором Владимиром Полковниковым стал автором одного из первых цветных мультфильмов "Лимпомо" (1939). Когда в 1941 году студию эвакуировали в Самарканд, остался в полупустой Москве и вместе с Ольгой Ходатаевой снял антигитлеровскую мульт-сатиру "Кино-цирк". Вскоре ушёл на фронт, после войны вернулся к мультипликации и стал художником-постановщиком лент, которые вошли в "золотой век" советской анимации (1940–1950-е годы). Его "Серая шейка", "Снеговик-почтовик", "Дюймовочка", "Про бегемота, который боялся прививок" до сих пор поражают филигранностью прорисовки и достоверностью существования персонажей. На выставке также можно увидеть эскизы художника к мультфильму "Синдбад-мореход" (1944). 

Лев Мильчин

Эскиз Льва Мильчина к "Коньку-горбунку". 1975. Бумага, акварель, гуашь. Из архива Государственного центрального музея кино.
Наталья Бабахина
Эскиз Льва Мильчина к "Коньку-горбунку". 1975. Бумага, акварель, гуашь. Из архива Государственного центрального музея кино.

Семья будущего художника погибла во время Великой Отечественной войны в Минском гетто. В эвакуации в Алма-Ате он окончил ВГИК и с 1945 года работал на "Союзмультфильме". Мильчин стал автором тех послевоенных мультфильмов, смотря которые сегодня не веришь, что их создали пережившие ужасы войны фронтовики, часто инвалиды – столько радости, жизни и света было в их рисунках. Именно таковы мультфильмы Мильчина "Конёк-горбунок", "Сказка о царе Салтане", "Цветик-семицветик" и т.д. Художник и сам стал героем мультфильма: в 1960-е с него нарисовал Кинорежиссёра для своей ленты "Фильм, фильм, фильм" Фёдор Хитрук.

Лана Азарх

Эскиз Ланы Азарх "Марш холодильников" к мультфильму "Большие неприятности". 1961. Бумага, акварель. Из архива Государственного центрального музея кино.
Наталья Бабахина
Эскиз Ланы Азарх "Марш холодильников" к мультфильму "Большие неприятности". 1961. Бумага, акварель. Из архива Государственного центрального музея кино.

Одна из художников, ставших участниками эстетического поворота в советской мультипликации 1960-х годов, ознаменованных в том числе мультфильмом "Большие неприятности" Валентины и Зинаиды Брумберг. Рисунки к нему сделала именно Лана Азарх. Вот как она писала о современниках-мультипликаторах:

ЦИТАТА
Мы получили во ВГИКе академическое образование художника. На "Союзмультфильм" пришли готовые: мы знали, как работать с режиссёрами, понимали принципы кино. Новые фильмы стали совершенно другими с точки зрения изобразительного ряда. Ребята даже своими эскизами могли подсказать режиссёрам стиль работы, ведь наше анимационное искусство держится на рисунке. Худсоветы, на которых выставлялись работы вгиковцев, становились вернисажем! Это были произведения искусства!
— Лана Азарх, художник

 Николай Попов

Коллаж Николая Попова к мультфильму "Жил-был Козявин". 1966. Целлулоид, бумага, гуашь, аппликация, краска заливочная, марионетка бумажная. Из архива Государственного центрального музея кино.
Наталья Бабахина
Коллаж Николая Попова к мультфильму "Жил-был Козявин". 1966. Целлулоид, бумага, гуашь, аппликация, краска заливочная, марионетка бумажная. Из архива Государственного центрального музея кино.

Выдающийся книжный художник-график, в юности увлёкся мультипликацией и выступил художником-постановщиком трёх картин. Одна из них, "Жил-был Козявин", стала настоящим художественным событием: философско-поэтическую притчу режиссёра Андрея Хржановского режиссёр Сергей Герасимов определил как "социалистический сюрреализм – соцсюрреализм". Мультфильм считается одной из самых острых социальных лент советской анимации. Эскизы Николая Попова к мультфильму – сами по себе шедевры.

Анатолий Савченко

Эскиз Анатолия Савченко к мультфильму "Карлсон вернулся". 1970. Бумага, оргалит, гуашь, смешанная техника. Из архива Государственного центрального музея кино.
Наталья Бабахина
Эскиз Анатолия Савченко к мультфильму "Карлсон вернулся". 1970. Бумага, оргалит, гуашь, смешанная техника. Из архива Государственного центрального музея кино.

Бывший фронтовик, он проработал на "Союзмультфильме" 37 лет и стал художником-постановщиком более 25 лент. "Более доброго человека на студии нельзя было встретить", – так отзывался о нём коллега Эдуард Назаров. Самые главные шедевры Савченко вышли в 1970-е – время появления в отечественной мультипликации мощных анимационных брендов: Волк и Заяц, Чебурашка, Карлсон и Винни Пух овладели умами взрослых и детей. Так, в 1972 году, впервые в истории телефестиваля "Песня года", детскому хору пришлось исполнить на бис "Песенку крокодила Гены". Анатолий Савченко стал автором шедевров "Вовка в Тридевятом царстве", "Малыш и Карлсон", "Щелкунчик", "Возвращение блудного попугая". Интересно, что образ Карлсона он придумал, не читая книгу. И не только его.

ЦИТАТА
На роль Фрекен Бок Фаину Раневскую предложил я. Женщина она была крутого нрава, режиссёра называла "деточкой" и не принимала никаких замечаний: "Деточка, я всё знаю!" А на меня она даже обиделась. Когда увидела нарисованную Фрекен Бок, воскликнула: "Неужели я такая страшная?" Я попытался её переубедить: "Это не вы, а образ!" Но, по-моему, актриса осталась при своём мнении.
— Анатолий Савченко, художник