Золото, уголь и кровь Новороссии: на выставке в ГИМе показали хиты её 400-летней истории

На выставке "Новороссия" обозреватель Metro примерила булаву Потёмкина и понюхала пороху из пушек кораблей Черноморского флота
Золото, уголь и кровь Новороссии: на выставке в ГИМе показали хиты её 400-летней истории
Сергей Киселёв / Агентство "Москва"
Кинжал турецкого военачальника высокого ранга, сераскира Агмета Урфе-Валесы на выставке "Новороссия" в Государственном историческом музее.

Сложно представить, как можно уместить в пространстве временной экспозиции рассказ о почти 400 годах такого политически и культурно мозаичного региона, как Новороссия, но Государственному историческому музею это удалось. Самые неожиданные кусочки этой мозаики собрали из 22 федеральных и региональных музеев и архивов и показали публике. Причём этот подбор оказался таким умелым, что, покинув выставку, вдруг понимаешь, что помнишь всё, что видел, потому что практически каждый экспонат соединяет общеизвестное с нетривиальным. Как, например, бюст Григория Потёмкина, сделанный из... воска.

– Такие восковые фигуры были в XVIII веке чрезвычайно редки, – рассказывает Metro экскурсовод ГИМа Елена Захарова. – Существуют только восковые бюсты Петра I и Потёмкина.

Редкая для  XVIII века восковая фигура – бюст князя Григория Потёмкина-Таврического.
Кирилл Каллиников / @РИА Новости
Редкая для XVIII века восковая фигура – бюст князя Григория Потёмкина-Таврического.

Рядом с бюстом князя красуется его булава, с которой он явился на переговоры в Яссы к султану после Второй русско-турецкой войны. Булаву в XVII веке турецкое посольство вручило брату Петра I Ивану V.

– Булаву Потёмкин волюнтаристским образом взял в Оружейной палате, чтобы выглядеть ещё более убедительно на переговорах, – поясняет Елена Захарова. – И это один из последних предметов, которые он держал в руках, потому что в ходе Ясских переговоров светлейший князь Таврический и умер. 

О дипломатическом оформлении вхождения северо-причерноморских территорий в состав Российской империи свидетельствуют дары Екатерине II турецких султанов Абдул-Хамида II и Селима III: золотые, украшенные алмазами и рубинами конские стремена и решма (украшение для морды коня) и такие же ослепительные предметы вооружения – сабли и кинжалы.

Решма – украшение на голове лошади. Один из драгоценных даров турецких султанов Абдул-Хамида II и Селима III императрице Екатерине II.
Сергей Киселев / Агентство "Москва"
Решма – украшение на голове лошади. Один из драгоценных даров турецких султанов Абдул-Хамида II и Селима III императрице Екатерине II.

Под портретом шотландца Чарльза Гаскойна, основавшего в Луганске завод по производству пушек и ядер для кораблей Черноморского флота, разместилась настоящая чугунная пушка. Один из пришедших на презентацию коллег нагнулся и заглядывает в её жерло.

– Да там же запах до сих пор остался! – восклицает он. – Вот, понюхайте.

Я тоже заглядываю в пушку: в нос ударяет сложный аромат, точное происхождение которого определить невозможно, но который однозначно не запах чугуна. Точно порох!

Орудия нелёгкого труда донецких шахтёров начала ХХ века.
Наталья Бабахина
Орудия нелёгкого труда донецких шахтёров начала ХХ века.

Одна из первых шахт в Новороссии появилась в Лисьей балке (сейчас город Лисичанск). Уголь давался тяжело: на ногах у шахтёров было что-то вроде альпинистских кошек, только с длинными крюками, позволявшими надёжнее держаться за землю, а на голове – фонарь, который так и назывался – "Бог помощь", поскольку ни один из работяг никогда не знал, сможет ли вернуться из-под земли.

Красное пасхальное яйцо с куском новороссийской золотоносной руды, которое Александр III всю жизнь хранил в своём кабинете, блюдо от крымских татар для Екатерины II в благодарность за мечеть в Севастополе, камертон уроженца Донецкой области Сергея Прокофьева и книга рождённого в Луганске Владимира Даля, автора "Cловаря живого великорусского языка" – ещё одни яркие свидетели своих эпох.

Яков Гугель – первый директор "Азовстали".
Наталья Бабахина
Яков Гугель – первый директор "Азовстали".

Под картиной Павла Малькова "Политбюро ВКП(б) за разработкой плана второй пятилетки" – фото и вещи Якова Гугеля, первого директора и инициатора возведения в Мариуполе "Азовстали", появившейся именно в результате второй пятилетки. На груди у Гугеля – Орден Ленина, который ему дали за качающиеся мартеновские печи завода. А через два года после награждения репрессировали и Гугеля, и его вторую жену. 

– Это, действительно, трагедия, хотя в 1956 году он был реабилитирован, – рассказала Metro старший научный сотрудник ГИМа Оксана Доронина. – Гугель был одним из талантливейших организаторов производства 1930-х годов, пусть и не имел законченного политехнического образования. Есть версия, что в романе Рыбакова "Дети Арбата" он стал прототипом образа Марка Рязанова. 

Такую посуду подарили освободителям Донбасса работники Ворошиловградского завода (сейчас Луганск).
Сергей Киселёв / Агентство "Москва"
Такую посуду подарили освободителям Донбасса работники Ворошиловградского завода (сейчас Луганск).

Сложно пройти и мимо ярко-зелёной жестяной посуды, на которой выпуклыми белыми буквами выбиты имена советских военачальников. После освобождения Донбасса 22 сентября 1943 года её изготовили в дар воинам работники Ворошиловградского завода (сейчас Луганск). От наборов с чайником, кофейником, кружками и кастрюлями осталось немного, и всё это музейные работники собирали по частям. 

– Чайник нам передал внук маршала Константина Рокоссовского, кастрюли – внук генерала Георгия Захарова, а кружку – дочь маршала Родиона Малиновского, – рассказала Metro завсектором истории России XX–XXI веков ГИМа Диана Кондратенко.

Томик Чехова на выставке "Новороссия" в Государственном историческом музее.
Сергей Киселев / Агентство "Москва"
Томик Чехова на выставке "Новороссия" в Государственном историческом музее.

На выставке три раздела: "Новороссия в составе Российской империи", "Новороссия в составе Украинской ССР" и "Новороссия в огне". Последний раздел – самый драматичный: экспонаты для него сотрудники музея собирали не так давно на освобождённых территориях. Изрешечённый осколками дорожный знак и томик Чехова, разбитый аккордеон и крест с колокольни роняют тяжёлую тень от творящейся на юге России катастрофы. 

Государственный исторический музей регулярно оказывает помощь воинской части 40318 Луганской Народной Республики, а сотрудник музея не так давно погиб на фронте. Последний экспонат – разбитая в боях виолончель – закольцовывает всю экспозицию, которая начинается с большой вазы – копии древнегреческого сосуда, найденного основателем музея Иваном Забелиным в XIX веке на раскопках кургана Чертомлык в причерноморских степях. История Новороссии делает на выставке ещё один виток.