Сложно представить, как можно уместить в пространстве временной экспозиции рассказ о почти 400 годах такого политически и культурно мозаичного региона, как Новороссия, но Государственному историческому музею это удалось. Самые неожиданные кусочки этой мозаики собрали из 22 федеральных и региональных музеев и архивов и показали публике. Причём этот подбор оказался таким умелым, что, покинув выставку, вдруг понимаешь, что помнишь всё, что видел, потому что практически каждый экспонат соединяет общеизвестное с нетривиальным. Как, например, бюст Григория Потёмкина, сделанный из... воска.
– Такие восковые фигуры были в XVIII веке чрезвычайно редки, – рассказывает Metro экскурсовод ГИМа Елена Захарова. – Существуют только восковые бюсты Петра I и Потёмкина.
Рядом с бюстом князя красуется его булава, с которой он явился на переговоры в Яссы к султану после Второй русско-турецкой войны. Булаву в XVII веке турецкое посольство вручило брату Петра I Ивану V.
– Булаву Потёмкин волюнтаристским образом взял в Оружейной палате, чтобы выглядеть ещё более убедительно на переговорах, – поясняет Елена Захарова. – И это один из последних предметов, которые он держал в руках, потому что в ходе Ясских переговоров светлейший князь Таврический и умер.
О дипломатическом оформлении вхождения северо-причерноморских территорий в состав Российской империи свидетельствуют дары Екатерине II турецких султанов Абдул-Хамида II и Селима III: золотые, украшенные алмазами и рубинами конские стремена и решма (украшение для морды коня) и такие же ослепительные предметы вооружения – сабли и кинжалы.
Под портретом шотландца Чарльза Гаскойна, основавшего в Луганске завод по производству пушек и ядер для кораблей Черноморского флота, разместилась настоящая чугунная пушка. Один из пришедших на презентацию коллег нагнулся и заглядывает в её жерло.
– Да там же запах до сих пор остался! – восклицает он. – Вот, понюхайте.
Я тоже заглядываю в пушку: в нос ударяет сложный аромат, точное происхождение которого определить невозможно, но который однозначно не запах чугуна. Точно порох!
Одна из первых шахт в Новороссии появилась в Лисьей балке (сейчас город Лисичанск). Уголь давался тяжело: на ногах у шахтёров было что-то вроде альпинистских кошек, только с длинными крюками, позволявшими надёжнее держаться за землю, а на голове – фонарь, который так и назывался – "Бог помощь", поскольку ни один из работяг никогда не знал, сможет ли вернуться из-под земли.
Красное пасхальное яйцо с куском новороссийской золотоносной руды, которое Александр III всю жизнь хранил в своём кабинете, блюдо от крымских татар для Екатерины II в благодарность за мечеть в Севастополе, камертон уроженца Донецкой области Сергея Прокофьева и книга рождённого в Луганске Владимира Даля, автора "Cловаря живого великорусского языка" – ещё одни яркие свидетели своих эпох.
Под картиной Павла Малькова "Политбюро ВКП(б) за разработкой плана второй пятилетки" – фото и вещи Якова Гугеля, первого директора и инициатора возведения в Мариуполе "Азовстали", появившейся именно в результате второй пятилетки. На груди у Гугеля – Орден Ленина, который ему дали за качающиеся мартеновские печи завода. А через два года после награждения репрессировали и Гугеля, и его вторую жену.
– Это, действительно, трагедия, хотя в 1956 году он был реабилитирован, – рассказала Metro старший научный сотрудник ГИМа Оксана Доронина. – Гугель был одним из талантливейших организаторов производства 1930-х годов, пусть и не имел законченного политехнического образования. Есть версия, что в романе Рыбакова "Дети Арбата" он стал прототипом образа Марка Рязанова.
Сложно пройти и мимо ярко-зелёной жестяной посуды, на которой выпуклыми белыми буквами выбиты имена советских военачальников. После освобождения Донбасса 22 сентября 1943 года её изготовили в дар воинам работники Ворошиловградского завода (сейчас Луганск). От наборов с чайником, кофейником, кружками и кастрюлями осталось немного, и всё это музейные работники собирали по частям.
– Чайник нам передал внук маршала Константина Рокоссовского, кастрюли – внук генерала Георгия Захарова, а кружку – дочь маршала Родиона Малиновского, – рассказала Metro завсектором истории России XX–XXI веков ГИМа Диана Кондратенко.
На выставке три раздела: "Новороссия в составе Российской империи", "Новороссия в составе Украинской ССР" и "Новороссия в огне". Последний раздел – самый драматичный: экспонаты для него сотрудники музея собирали не так давно на освобождённых территориях. Изрешечённый осколками дорожный знак и томик Чехова, разбитый аккордеон и крест с колокольни роняют тяжёлую тень от творящейся на юге России катастрофы.
Государственный исторический музей регулярно оказывает помощь воинской части 40318 Луганской Народной Республики, а сотрудник музея не так давно погиб на фронте. Последний экспонат – разбитая в боях виолончель – закольцовывает всю экспозицию, которая начинается с большой вазы – копии древнегреческого сосуда, найденного основателем музея Иваном Забелиным в XIX веке на раскопках кургана Чертомлык в причерноморских степях. История Новороссии делает на выставке ещё один виток.