Очередной наш выпуск – о действительно уникальном доме.
Многим знаком "дом под юбкой" на Тверском бульваре. Но не все в курсе, что у него есть близнец, построенный в том же 1940 году тем же архитектором Аркадием Мордвиновым в самом начале Большой Полянки. Оба здания угловые, оба завершены ротондой. В доме на бульваре её венчала фигура балерины, здесь – серп и молот (эти элементы давно демонтированы).
В отличие от "собрата", который декорирован в неоклассическом стиле с элементами неоренессанса, дом на Полянке – редчайший образец декора в древнерусском стиле сталинского времени. Формы этого декора (наличники, вертикальные выступы стен и т. д.) взяты из церкви Благовещения в Каргополе. "До Великой Отечественной войны древнерусские формы дома на Полянке оставались одиноким примером подобного направления", – утверждает Владимир Седов, завкафедрой истории отечественного искусства истфака МГУ.
У дома завидное расположение, он виден со стороны Кремля. В квартирах предусмотрели паркетный пол, просторные кухни с дымоходом (по сей день там можно ставить самовар или буржуйку) и мусоропроводом. Под зданием располагалось бомбоубежище. Кстати, в 1942 году во дворе упала бомба, погибли два человека. Теперь на этом месте – уютный садик с розами, тюльпанами, ландышами, жасмином и массивными камнями, найденными рядом при раскопках Белого города.
Дом регулярно "трясёт" и сегодня. Неподалёку Болотная набережная с её модными ночными заведениями. Песчаные грунты отлично проводят звук и вибрацию. Кроме того, к зданию пристроили двухэтажный ресторан и караоке-бар – как считают жители, незаконно. Музыка долго не даёт уснуть обитателям близлежащих квартир, а ранним утром их будит запах пирожков.
В советскую эпоху в доме жили видные военные деятели, директора заводов, передовики производства – в частности работники кондитерской фабрики "Красный Октябрь", расположенной по соседству. Среди знаменитых квартирантов значились балерина Галина Степаненко, конструктор авиационных двигателей, академик Александр Микулин, физик Борис Медведев, скрипичный мастер Евгений Витачек (в доме находилась его мастерская).
А ещё здесь обитали... пингвины. Семь их фигур были выложены люминесцентными лампочками вдоль фасада. Рядом красовалась надпись: "Мороженое. Вкусно и питательно".
– В Москве шутили, что наш дом без адреса, – рассказывает Татьяна Давидовская, живущая тут с 1955 года. – Можно было сказать таксисту: "Мне к дому с пингвинами", и он сразу понимал, куда везти. Потом, в 70-е, эту рекламу заменили на лозунг "Мы придём к победе коммунистического труда!".
Читайте также: Дом обессмертили Будённый и прототип Бонда