Знаменитый аниматор Константин Бронзит рассказал, что заставляет его страдать на работе

Во время анимационного фестиваля в Суздале известный режиссёр Константин Бронзит поделился сложностями своей профессии для рубрики "Молоко за вредность". Чего боятся аниматоры и почему компьютеризация не сделала эту работу простой, мастер рассказал Metro
Знаменитый аниматор Константин Бронзит рассказал, что заставляет его страдать на работе
Константин Чалаб /
Константин Бронзит

"Фёдор Савельевич Хитрук говорил: "Чтобы быть мультипликатором, нужна чугунная задница". И это не преувеличение. Нужна колоссальная усидчивость, потому что анимация – это монотонный, тяжёлый ручной труд. 

Проблема мультипликации в том, что она покадровая. Люди, не посвящённые в процесс создания анимации, думают, что с появлением компьютера всё стало легко. Нажали кнопку, и компьютер всё нарисовал. Я всё время вынужден объяснять, что с появлением компьютера просто сменился инструментарий, ускорились некоторые процессы. Но ручного труда мультипликатора никто не отменял. Раньше мы рисовали все фазы сначала на кальке, потом выводили на целлулоид, раскрашивали. Сегодня у нас не калька, а диджитайзер, цифровая ручка, а не карандаш, но я всё равно рукой рисую каждую фазу. Никакой компьютер за меня этого не сделает. Если раньше, условно говоря, за 2 дня работы художник рисовал 0,5 секунды движения, то сегодня он нарисует за это время 2 секунды. Вот и вся разница.

Аниматор – это профессия с самым низким КПД. Писатель сел за стол, написал за час приличный рассказ. Завтра его в соцсетях все прочитают. В мультипликации это невозможно. Придумать историю можно быстро, но, чтобы её увидели зрители, нужно потратить кучу времени. 

Моя персональная мука – я очень долго делаю короткометражные фильмы. На кино продолжительностью 10 минут может уходить максимум год. Я очень копаюсь в деталях, мне важна точная проработка истории. По этому поводу я иронизирую: может, я тугодум? (Смеётся.) Бывает же такое. 

Мне часто говорят: "Ой, вы в мультипликации работаете? Это же бесконечное счастье!" Ничего подобного. Это пытка, потому что все эти истории рождаются мучительно. А у того же Норштейна – сверхмучительно. За шедевром всегда прячется кровавая "кухня" его создателя. Но наших слёз, пота и крови зритель не должен чувствовать на экране. Если он это чувствует, то это режиссёрский провал. 

Самая большая профессиональная боль в том, что у зрителя просмотр моего фильма занимает 15 минут. И, может, ещё 30 секунд рефлексии. У меня же на его создание может уйти 4 года. Это того стоит? Большой вопрос".