Ежедневно у Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах (МГПСС) до 190 патрулирований и на воде, и на суше. Безопасность москвичей в руках более 400 спасателей службы. Как они отрабатывают практические навыки, журналистам показали на поисково-спасательной станции "Строгино". Троих "утопающих" спасли всеми доступными способами — используя надувную спасательную дорожку, удочку и даже ныряли за особо "отличившимся" с судна на воздушной подушке.
— Зимой, естественно, то, что происходит чаще всего — люди проваливаются под лёд, зарабатывают переохлаждение. На первом льду, конечно, у нас рыбаки, но главная наша опасность — это дети и очень смелые граждане с собаками, — рассказывает Александр Самохин, начальник поисково-спасательной станции "Строгино". — Собака среагировала на что-то, на птицу например, убежала на лёд, провалилась. Ну и, конечно же, у нас каждый второй супергерой и достанет её своими силами.
За календарную зиму прошлого года в Москве произошло 5 происшествий с провалом под лёд. Всех пострадавших удалось спасти. Чаще всего любители пройтись по льду ограничиваются предупреждением от спасателей, когда те патрулируют водоём.
— Если человек решил выйти на лёд и не услышал предупреждения от нас в мегафон, вызывается судно на воздушной подушке, чтобы удалить его со льда. Но бывает, что и так он удаляться не хочет, — говорит Александр Николаевич.
И на самом деле насильно забирать уж очень настойчивого ходока по льду у спасателей нет права. Поэтому, если такой попадается, топает ногой (главное, не сильно) и настроен продолжать свой маршрут по льду, приходится такого сопровождать: "и вот он либо перешёл, либо мы его достали", — объясняют мне спасатели с оттенком горькой иронии.
На оснащении у МГПСС сейчас более 150 плавсредств. В основном это суда на воздушной подушке и аэроботы, которые используются в наиболее суровых условиях, например, там, где льдины и торосы (нагромождения обломков льда. — Прим. ред.).
— Это, как правило, центральный участок Москвы-реки, где осуществляется круглогодичная транспортная навигация и работает ледокольный флот, — рассказал начальник МГПСС Владимир Волков. — Также есть 5 подвижных спасательных постов и 10 беспилотных авиационных систем, которые используются у нас с 2018 года прежде всего для мониторинга обстановки, а также могут сбрасывать полезную нагрузку, например спасательный жилет.
Вся подготовка к обеспечению безопасности в зимний период официально завершается 25 ноября. К этому моменту вся инфраструктура и весь личный состав будут готовы к зимнему сезону.