Когда-то Ленинградский проспект называли московскими Елисейскими Полями. Это была не только самая широкая (до 120 метров), но и самая зелёная столичная магистраль.
В 1937 году значение проспекта возросло: был введён в эксплуатацию канал Москва – Волга, главный порт которого разместился на берегу Химкинского водохранилища. Ленинградка стала ещё и своеобразными водными воротами города, её начали быстро застраивать зданиями в стиле сталинской неоклассики с пышным убранством фасадов.
Одно из них возвели перед Великой Отечественной войной в самом начале проспекта, возле Белорусского вокзала. Полностью строительство завершили лишь в 1953 году.
Массивный дом с множеством выступов, башенок и эркеров, построенный по проекту архитекторов Мосгипротранса Бориса Мезенцева, Михаила Готлиба и Бронислава Хилькевича, нещадно критиковали за излишние изыски.
Так, в 1954 году в журнале "Советская архитектура" вышла статья Павла Абросимова, одного из проектировщиков Дворца Советов и высотки МГУ. По его мнению, новый дом отличали грузность силуэта, нелогичность общей композиции и эклектичность архитектурных форм. Этим здание якобы выделялось даже в ряду наиболее посредственных сооружений той эпохи. "В его архитектуре проявилось стремление зодчих к подражательности, неправильное понимание ими вопроса о преемственности и развитии принципов композиции", – считал Абросимов.
Архитекторов наказали – лишили Сталинской премии. Но обычным москвичам дом сразу полюбился.
Здание расположилось в необычном месте – юго-восточный его фасад как бы нависает над одной из платформ Белорусского вокзала. К слову, железнодорожные кассы раньше находились аккурат на первом этаже дома. О них напоминают три больших оконных проёма, давно заложенных кирпичами.
Сами квартиры здесь были на любой вкус – от скромных коммуналок до просторных многокомнатных хором с лепными розетками на потолках и отдельной комнатушкой для прислуги. В угловых квартирах предусмотрели гостиные оригинальной 8-угольной формы, в коридорах – несколько встроенных шкафов и мусоропровод.
– Его наши одарённые соседи снизу благополучно заложили, никому ничего не сообщив, – рассказывает Галина, живущая в доме уже полвека. – Мусор скапливался несколько лет и в результате пошёл "горлом". Пришлось помучиться и всё прочищать. Но теперь уже привыкли выносить пакеты на улицу.
На первом этаже дома никогда не было квартир – здесь помимо касс располагались магазины, ресторан и другие заведения. В лихие 90-е в этих пространствах то и дело случались перепланировки. Так, в шестом подъезде вдруг возникла кирпичная стена, отделившая парадный вход от лифта (жители пользуются только входом со двора). Отгороженное помещение долгие годы сдавалось под фотостудию.
– Под шумок стену оформили как капитальную, хотя мы подняли документы – её отродясь не было ни у нас, ни в других подъездах, – рассказывает Галина. – Когда пару лет назад начался капремонт, мы этот самострой снесли за свой счёт. Сейчас пытаемся восстановить права на это помещение, чтобы хранить тут коляски, велосипеды, самокаты. Кстати, раньше тут в полу был люк, который вёл в бомбоубежище. Мы в детстве туда лазили. А ещё забирались на башенки на самом верху дома и смотрели оттуда салют. Под ними самые престижные, пятикомнатные квартиры.
Изначально дом строился для речников – сотрудников Управления пароходства канала Москва – Волга. Впоследствии он перешёл в ведение Министерства путей сообщения, здесь стали давать квартиры транспортникам.
В советские годы в доме жила олимпийская чемпионка по фигурному катанию Людмила Пахомова. Позже тут поселился Вадим Михайлов, более известный как Вадмих. Его называют основоположником российского диггерства. Как вспоминают местные жители, Вадмиха часто замечали во дворе в специальном обмундировании – в каске, непромокаемом комбинезоне и т. д. Последние несколько лет прославленного диггера здесь никто не видит.
Дом засветился и в кино. Его можно увидеть в комедии Эльдара Рязанова "Девушка без адреса", а также в военной драме Михаила Калатозова "Летят журавли". Там Вероника, героиня Татьяны Самойловой, бежит мимо него с цветами, встречая поезд с фронтовиками.