Жители Касимова пожаловались американскому режиссёру на плачевный вид "Дома Пастернака"

Тарантино касимовцам не ответил, но его имени хватило, чтобы ситуация с "Домом Пастернака" ощутимо сдвинулась с мёртвой точки
Жители Касимова пожаловались американскому режиссёру на плачевный вид "Дома Пастернака"
YouTube-канал "Детинов"
Кадр из видеообращения к Тарантино.

В феврале жители Касимова Рязанской области в ролике на YouTube обратились к Квентину Тарантино и попросили его сохранить Дом Кауфмана, более известный как "Дом Пастернака".

В 1920 году писатель останавливался здесь у своего дяди, главврача земской больницы Иосифа Кауфмана. По одной из версий, прототипом Доктора Живаго стал именно Кауфман, а Касимов – прообразом Юрятина, где происходили некоторые события знаменитого романа.

Горожане неслучайно выбрали Тарантино в защитники здания. Режиссёр известен своей любовью к творчеству писателя и даже посещал его могилу на Переделкинском кладбище. Жилой "Дом Пастернака" пострадал от пожара в 2017 году. С тех пор общественность не раз поднимала вопрос о дальнейшей судьбе умирающего здания, которое облюбовали бездомные.

Тревогу вызвали слова главы Касимова Галины Абрамовой. В эфире ОТР она сказала, что на месте дома может появиться другое строение.

– Для нас эти слова стали большим шоком. Глава города так спокойно заявляет, что дом можно снести. И не важно, какое здание будет на этом месте находиться, главное, чтобы там висела памятная табличка, – говорит Александр Миронов, один из инициаторов обращения. По словам Миронова, власти сразу отреагировали на ролик. В администрации Касимова заверили, что здание не снесут, и пообещали через суд перевести его в муниципальную собственность, а затем сдать в аренду. Быстро нашёлся и предприниматель, готовый восстановить "Дом Пастернака" под музей.

Что касается Тарантино, то он касимовцам не ответил. Но это уже и не важно: хватило и его имени.

– Обращаться к знаменитостям в надежде спасти здание – не самая удачная идея. И то, что удалось в Касимове, скорее исключение, считает ландшафтный архитектор, президент Делового клуба "Наследие и экономика" Дмитрий Ойнас. – Власти ведь тоже плохого не хотят. Злодеев нет. Есть непонимание, что делать со старыми зданиями. Часто сами градозащитники этого не знают. Они кричат, что нужно спасать наследие, а предложить механизм действий не могут. В этом смысле они просто раздражители.

Эксперт рекомендует прежде хорошенько подумать над тем, как использовать уникальную историю и ресурсы здания, чтобы сделать его актуальным сегодня.

– Для этого нужно выстроить инвестиционный проект, взять на себя ответственность в конце концов. Они ведь здоровые парни, могли хотя бы топорами, лопатами расчистить и заколотить этот дом. Так, например, работает фестиваль "Том Сойер фест". Ребята по всей стране приводят в порядок здания, красят, заменяют доски, находят средства.

Ситуация в Касимове, где сгорает уже не первое здание дореволюционной постройки, не отражает всю Россию.

В последние 10 лет многие муниципалитеты стали видеть в знаковой архитектуре ресурс для городской среды и туризма, о чём в 90-е и речи не было. В качестве успешного примера эксперт привёл Нижний Новгород.

– Когда Шанцев был губернатором, в городе сносили всё подряд. В результате в Нижнем выросло зубастое градозащитное движение. Новый губернатор Никитин решил, что наследие важно, а конфликт ни к чему. Это привело к первому в России государственно-частному партнёрству. Создана совместная общественная организация, сохраняющая архитектурные памятники. Ей постепенно передают в управление более 250 объектов такого же рода, как и в Касимове.

Как в России сохраняют старые дома •В 2019 году чительница истории Алёна Петухова за 250 тысяч рублей купила в селе Заозёрье Ярославской области160-летний резной купеческий дом и решила превратить его в гостиницу. Её идея впечатлила режиссёра Никиту Михалкова, чей фонд выделил 1 млн рублей на ремонт. •В Нижнем Новгороде три расселённых дома в историческом квартале церкви Трёх Святителей отреставрируют под турцентр, имидж-ателье и кафе-кондитерскую соответственно.