Мир не без добрых людей
– Спасением животных я занимаюсь с 2013 года, – рассказывает Metro руководитель организации “ЗооСпас”, волонтёр, преподаватель физики и математики в Уральском государственном университете Евгений Зенков. – Именно тогда возникла наша некоммерческая организация, а по сути – мини-группа неравнодушных людей. Нас всего четверо в Екатеринбурге – я и 3 водителя, которые при необходимости мне помогают. Мы дружим с сообществом зооволонтёров из Петербурга "Экстремумом". Обмениваемся с ними опытом, который, бесспорно, помогает добиться успеха в спасении животных.
Операция по вызволению чёрного кота, взобравшегося на сосну на высоту 20 метров, – как раз один из таких случаев.
– Кот каким-то образом выбежал из многоквартирного дома в Свердловской области, пробрался на территорию усадьбы и, спасаясь от лающих собак, взобрался на высокую сосну. Спуститься сам он не смог, – рассказал екатеринбуржец. – Мне о нём сообщили местные жители, и я тут же отправился на помощь.
На помощь приходит не только спасатель, но и удочка
В итоге кота спасали всем миром во главе с Евгением.
ого– Сердобольные жители Берёзовского заботливо растянули тент под деревом. А я ловил этого кота длинной удочкой в кроне сосны,– говорит Евгений.– Кот к этому времени просидел на 20-метровой высоте уже почти сутки под громкий лай собак. Они бодро бегали на свободе на территории усадьбы, вблизи которой растёт сосна. Операция длилась примерно 1,5 часа. После этого спустя сутки местным жителям удалось найти хозяина животного.
В спасательных операциях нужны находчивость и изобретательность.
– За 9 лет сложилась не только определённая методика, но и набор инструментов, – говорит Евгений. – Если речь идёт о вызволении кошек с деревьев, то я использую альпинистское снаряжение – верёвку, карабин и другое. Их я применяю, взбираясь на деревья. Кроме них, я использую удочку, которую сделал сам. Эта конструкция похожа на раздвижной шест, максимальная длина которого 7 метров, а на конце – петля. Вот этой удочкой я и ловлю кошек на деревьях. А если нужно отыскать животное в вентиляционной шахте, то я использую эндоскоп с верёвкой. Суть этого метода в том, что с чердака многоквартирного дома я его вместе с верёвкой-петлёй запускаю в шахту и таким образом удаётся вытащить оттуда животное.
От Урала до Сибири
Едва зоозащитник спас кота, как ему пришлось отправиться в Омск, где в вентиляционную шахту одного из домов упала кошка.
– Жители при этом добавили, что на протяжении нескольких дней слышали мяуканье. Я поспешил, купив билет на свои деньги, в Омск, но, обследовав эндоскопом с чердака дома все шахты, кошку нигде не обнаружил. Но я не расстроен, что съездил зря – зато моя совесть чиста.
В среднем в месяц число вызовов, поступающих Евгению и по "сарафанному радио", и от диспетчеров спасательных служб, зависит от сезона.
– Ну, например, минувшим летом я участвовал в 80 спасательных операциях, а зимой их в 2–3 раза меньше, – отметил зоозащитник. – Самое сложное – это не сама операция по спасению животного, а поиск его хозяина, если оно домашнее. А если спасено бездомное животное, то мы ищем ему хозяина, временно оставив в центре передержки. Ещё бывают иные проблемы. Вот, например, в середине августа в Екатеринбурге на Уральской улице, 65, я спас кота из вентиляционной шахты. Меня потрясла его худоба – он весил всего 1,8 килограмма. Это критический вес – столько примерно должен весить кошачий скелет. Когда я показал животное ветеринару, специалист диагностировал у него диабет и гипертиреоз. Сейчас этот котик находится в стационаре ветклиники и с нетерпением ждёт заботливых хозяев.
В числе спасённых Евгением Зенковым животных - порядка 80% кошек и 20% собак.
Из всех спасённых обществом "ЗооСпас" животных – 55% домашние, 45% - бездомные.
География спасательных операций с участием Евгения – вся Свердловская область, а также Омск и Уфа.