Четыре десятилетия назад на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова "Жестокий романс" – вольная интерпретация пьесы Островского "Бесприданница". Картину в пух и прах разнесли критики и сразу полюбили зрители, которые до сих пор не перестают восхищаться трагической историей любви, великолепными актёрскими работами и прекрасными романсами
История создания
Фильм по пьесе Островского Рязанов снимать не собирался. Он только что выпустил "Вокзал для двоих" и хотел экранизировать пьесу "Дорогая Елена Сергеевна". Но тут умер Брежнев, и все были в растерянности: про что теперь можно снимать? Самым безопасным вариантом выглядела классика. "Ясно, что какое-то время ничто острое и критическое на экран не прорвётся, и я решил поискать что-нибудь в классике, что было бы созвучно нашей сумеречной эпохе", – вспоминал Рязанов.
Изначально он взял за основу сразу две пьесы Островского – "Бесприданница" и "Без вины виноватые". Людмила Гурченко играла актрису Кручинину. Рязанов придумал, что Кнуров влюблён в Кручинину и спонсирует спектакль "Дама с камелиями". Но всю эту уже отснятую сюжетную линию пришлось вырезать при монтаже.
Сюжет
В провинциальном городе на Волге живёт обедневшая дворянка Харита Игнатьевна, вдова и мать трёх дочерей. Двух она уже успела, как ей кажется, успешно, выдать замуж, осталась младшая – Лариса, к которой неравнодушны сразу несколько состоятельных господ, среди которых – красивый и богатый барин Сергей Сергеевич Паратов. В него-то и влюбляется Лариса. Неожиданно он уезжает. Лариса ждёт год, но под напором матери соглашается выйти за первого посватавшегося – мелкого чиновника Юлия Капитоновича Карандышева. Накануне свадьбы в город возвращается Паратов. Не в силах устоять перед ним, Лариса отправляется с Паратовым и компанией на пароход "Ласточка". А утром её возлюбленный признаётся Ларисе, что обручён. Карандышев выслеживает Ларису, подплывает к пароходу и стреляет в неё со словами: "Ну так не доставайся же ты никому!"
По "Золотому кольцу"
Съёмки проходили в основном в Костроме и области. В начальных титрах показана Волжская набережная в Ярославле, что-то снимали в Москве – например, домом Карандышева, где тот устраивал званый обед в честь своей невесты, на время стал дом архитектора Кузнецова в Мансуровском переулке. Той самой "Ласточкой", которую продал в итоге Паратов, на время съёмок стал пароход "Спартак", а "Святой Ольгой" – "Достоевский".
Однако съёмки чуть было не омрачила трагедия: едва не погиб исполнитель роли Карандышева Андрей Мягков. Когда в одном из эпизодов ему пришлось подплыть слишком близко к старинному пароходу, лопасти судна образовали на воде воронку и его лодка сгинула в пучине реки. К счастью, через несколько минут над водой появилась голова актёра. Каким-то чудом он уцелел и выбрался на берег без единой царапины, правда, оставив на дне Волги парик.
К нам приехал.. Никита Сергеич дорогой!
Никита Михалков изначально был основным кандидатом на роль Сергея Сергееевича Паратова, но он сам собирался снимать "Очи чёрные", из-за чего в качестве альтернативы Рязанов рассматривал Сергея Шакурова.
Словно бабочка к огню...
Роль Ларисы Огудаловой досталась малоизвестной артистке из Оренбуржья Ларисе Гузеевой практически случайно, да и она сама признавалась, что с её героиней у неё не было ничего общего: актриса на тот момент хипповала и явилась на пробы в рваных джинсах. Сам Рязанов вспоминал, что с молодой артисткой поначалу было тяжело, но к концу съёмок благодаря актёрам-партнёрам, помогавшим Гузеевой, работать с ней стало значительно легче.
... в волшебную Москву
И хотя говорила Лариса в фильме голосом Анны Каменковой, а пела романсы за неё Валентина Пономарёва, сыграть в компании Алисы Фрейндлих, Виктора Проскурина, Андрея Мягкова, Алексея Петренко и Никиты Михалкова для Гузеевой стало счастливым билетом. И своей славой она обязана именно Рязанову. Остального добилась сама и, как мечтала ещё тогда, на съёмках, давно живёт в Москве.
Музыка
Название фильма появилось благодаря слабости, которую, по собственному признанию, режиссёр всегда испытывал к старинным романсам. И в своей картине он изначально хотел использовать только их, но, перечитав своих любимых Цветаеву и Ахмадулину, передумал. Так вместо "Я ехала домой" и "Снился мне сад" появились "Под лаской плюшевого пледа" и "А напоследок я скажу", а также романс "Я словно бабочка к огню..." собственного сочинения. Их спела Валентина Пономарёва, а знаменитого "Мохнатого шмеля" на стихи Киплинга – Никита Михалков с ансамблем цыганской песни.
Критики и пророк
Новая трактовка пьесы встретила гневную реакцию у критиков. Картину называли откровенной пошлостью, Рязанова ругали за смещение акцентов и изменение толкования сюжета Островского. В ответ на критику Рязанову даже пришлось опубликовать пояснительную статью, в которой он писал, что главными героями "Жестокого романса" являются вообще не люди, а Волга и пароход "Ласточка". А основное значение при работе над лентой придавалось "разудалой цыганской стихии", которая передает надрыв, лихую бесшабашность, весёлое отчаяние и ожидание беды. Любопытно, что сегодня некоторые критики видят в "Жестоком романсе", обличающем власть богатства над людьми, почти пророческое предчувствие эпохи 90-х с его романтизацией образов нуворишей.