Ленивый взяточник на государственной службе Венсан (режиссёр фильма Жером Коммандёр) просиживает штаны в родном Лиможе, где досидел бы на непыльной работе до пенсии, если бы не массовое сокращение. Убийственно суровая начальница Изабель (Паскаль Арбийо) пытается заставить его подписать “по собственному желанию” с небольшой компенсацией.
– Это что, шутка?
– Нет, это Франция.
На кон поставлено слишком многое: тринадцатая зарплата, отпускные, больничный, повышенная пенсия в перспективе… Венсан обращается за советом к своему гуру – почётному государственному работнику (великий комик Кристиан Клавье), который настраивает его на борьбу с системой во имя чести и достоинства чиновника.
– Сам Господь был чиновником!
– Это правда?
– Конечно. За него работали другие, а благодарности все ему.
Вцепившись во все блага, которые особенно оценят бюджетники, Венсан соглашается на новую непритязательную должность. И на новую, и на новую, и на новую – одну хуже другой. Изабель выкуривает его всеми силами, отправляя то в джунгли Амазонки, то в общество баранов в каменистых горах, то на полярную станцию в Гренландии.
Среди медведей и тающих полярных льдов фильм встречает вызов для любой социальной комедии – любовную историю. Но “Неувольняемый” с честью выдерживает испытание, не скатившись в сентиментальность. Венсан влюбляется в едкую французскую пародию на скандинавское хюгге (комфорт, уют, стерильная чистота, забота об экологии, умеренность и аккуратность) по имени Ева (Летиция Дош).
Идеальная белокурая шведка с интернациональным составом детей от четырёх разных мужей озабочена таянием льдов, спасением белых медведей, заботой о планете и прочим до тошноты политкорректным и правильным. Венсан пытается во всё это влиться, нарядившись в какую-то жуткую шведскую косоворотку, пока не начинает тосковать по родной безалаберной Франции, которая похожа в “Неувольняемом” на любое знакомое нам Чертаново, а не на типичную идиллию с кофейнями под Эйфелевой башней, как в какой-нибудь сказочной “Амели”.
Фильм вообще будет понятен в России, наверное, лучше, чем в европейских странах, от чиновников, которых у нас любят делать героями комедий, до часа пик в парижском метро и панельных "человейников" на окраинах Парижа. От французской комедии в привычном нам смысле тут только персонаж классической французской литературы – пройдоха, трикстер, человек сомнительных качеств, проходящий путь перевоспитания без морализаторства со стороны авторов. Забытое ощущение в наше время прямолинейного, общественно полезного и благонамеренного кино с плоскими персонажами, когда мы перестали смеяться в кинотеатрах.
Смотрите фильм в прокате с 21 июля.