Мы задали женщинам-учёным 6 вопросов:
• Сложнее ли женщине сделать научную карьеру, чем мужчине?
• Правда ли, что наука – это скучно?
• Что вас привлекает в науке?
• Удаётся ли совмещать науку и личную жизнь?
• Как женщине стать учёным, какие шаги для этого нужно предпринять?
• Какое открытие вы уже совершили и над чем работаете сейчас?
Анастасия Куница, морской биолог, аспирант МГУ
В изучении морских млекопитающих одним из этапов научной деятельности являются экспедиции, которые зачастую проходят в труднодоступных местах, без стандартного набора удобств и уровня комфорта. Кроме научной деятельности, надо ещё тащить лодку, поднимать мотор, нести оборудование, чинить дом. И женщины всё это делают наравне с мужчинами. Я не проводила подсчётов, но, по моим наблюдениям, в нашей науке женщин даже больше, чем мужчин. Когда ты уезжаешь в экспедиции, тебя ждут выходы в море, киты, жизнь на маяке и открытие чего-то нового.
А после сбора данных, при их обработке ты словно творец. Ты ставишь гипотезу и опровергаешь её или, наоборот, подтверждаешь. Это очень увлекательный процесс. Потом ты публикуешься и докладываешь на конференциях о своих результатах и опыте. Все привыкли, что это что-то скучное, занудное, но на самом деле конференция – это место, где собираются твои единомышленники, с которыми ты взахлёб обсуждаешь последние новости и генерируешь идеи на будущее. Наукой занимаются люди, которые горят своими идеями, жаждой исследований и открытий. Сейчас я изучаю серых китов на Сахалине. Это уникальная популяция животных, которая считалась полностью истреблённой китобойным промыслом. Я проверяю гипотезу, являются ли серые киты социальными или нет.
Наука для меня интересна своей свободой. Ты должен быть достаточно свободным, чтобы сказать: "А вы все неправы были. Я не верю вам. Я докажу, что всё иначе", – и провести своё исследование. Часто именно так делались великие открытия. Конечно, тяжело уезжать от любимых на долгий срок. Мы с дочкой очень скучаем друг по другу, но мы знаем, что я всегда вернусь и мы будем снова вместе. Времени хватает и с друзьями встретиться, и на свидание сходить.
Анна Костина, доктор философских наук, профессор Московского гуманитарного университета
Сейчас, в 21-м веке, карьера учёного от пола не зависит, хотя в политике, в производстве и в науке женщин всегда было меньше. Много мужчин, которые совершенно не способны к интеллектуальной деятельности, а женщина должна быть матерью – и многие жертвуют наукой во имя детей. Если бы стоял выбор, я бы выбрала семью – у меня муж, 2 сына и я счастлива. Сейчас интерес к науке повышается и возможностей очень много. Вузовская наука очень сильная стала, нужно найти область своего интереса и развиваться там, упорного студента заметят и будут ему помогать. Наука – это ведь не только сидение за столом: есть интеллектуальные игры, конкурсы, конференции. Современной молодёжи нравится выступать, нравится, когда их слушают, обмениваться идеями, спорить. Когда ты занимаешься чем-то без остатка, всю свою жизнь посвящая своему делу, – это и есть огромное счастье, в этом высший смысл. Можно поменьше поспать, поесть, меньше времени семье уделить – и это нормально для того, чтобы сделать что-то полезное.
Наукой я занялась уже после того, как получила образование и начала работать. Я окончила консерваторию, преподавала музыкальную литературу и, когда пошла на курсы повышения квалификации в Московский гуманитарный институт, задумалась о существовании закономерностей в музыке, литературе, науке. Мне захотелось понять эти законы, и уже потом я осознала, как это интересно. Я занимаюсь теорией и методологией культуры. Удалось доказать, что массовая культура выполняет важную социальную роль. Мы все живём по одним законам, примерно одинаково одеваемся, смотрим и слушаем одинаковые фильмы и музыку – массовая культура объединяет общество.
Олевия Кибер, нейробиолог, создатель киберперчатки, аспирант НИУ ВШЭ
Сферы научной деятельности, в которых женщина имеет преимущества, появились не так давно: биоинформатика, создание искусственного интеллекта, то есть деятельность, где требуется синтез из больших данных. И мотивация к занятию научной деятельностью у женщин ниже, так как превалирует желание иметь детей. Знакома со стереотипом, что научный поиск скучен, – на самом деле проектирование работ и составление технических заданий вызывают ажиотаж и воодушевление от того, что вот сейчас будет создано нечто новое, что сможет пролить свет на ранее непознанное или изменить ход событий. Сам эксперимент и анализ данных, хотя иногда и сопровождается однообразной деятельностью, – процесс занятный, насыщенный всем спектром возможных эмоций. Когда эксперимент удался и гипотеза оказалась верна – это настоящее окрыляющее счастье! Процесс в науке – это в некотором смысле и есть сама жизнь. Результат – возможность создать лучший мир. Изменить и свою жизнь, и жизнь множества людей к лучшему.
Мне интересно, что там, по ту сторону сознания, как новое знание о закономерностях работы мозга сможет улучшить его работу, познавательные функции, эмоциональное состояние, болевые ощущения и даже отношения в семье. Своя личная жизнь долго не складывалась, но научный подход к построению отношений позволил выйти замуж за того самого человека и построить семейную жизнь так, что мечты, цели, потребности обеих сторон удовлетворяются максимально полноценно. А вот открытие получилось из решения своей проблемы – я случайно рассекла нерв на запястье, и рука перестала двигаться. Не найдя в мировой практике средств реабилитации, я изобрела киберперчатку, при помощи которой и восстановила подвижность.
Анастасия Глушкова, кандидат физико-математических наук, Центр микроэлектроники в Бельгии
По моим наблюдениям, люди науки – высокоинтеллектуальные и интеллигентные, которые понимают, что пол и способности не связаны. Но женщин в науке меньше из-за предубеждения, что девочки не могут быть технарями или заниматься интеллектуальным трудом. На нашем факультете физфака МГУ действительно было мало девушек – всего 20–25%. Однако успеваемость у обоих полов была одинаковая. А из моих однокурсников, кто после университета поступил в аспирантуру за рубежом, наоборот, больше девушек. Сейчас у меня в отделе 30–40% женщин, но всё равно бывает, что на встречах из десяти человек я оказываюсь единственной.
Заниматься научной деятельностью бывает скучно, врать не буду. Например, когда в очередной раз делаются монотонные действия для серии схожих экспериментов. Хотя скорее трудно, чем скучно. Когда мозг кипит, уже не до скуки! В науке интереснее всего то, что знание можно создавать самостоятельно, а не получать из книг, статей или от других людей. Я уже 2 года замужем, но есть трудности. Наука – занятие международное, поэтому переезд в другую страну – обычное дело. В нашем случае, и это довольно часто среди учёных, приходится жить на две страны – муж в России, а я в Бельгии. А вот заниматься наукой профессионально я не собиралась. В лаборатории научная работа сначала мне не нравилась, но однажды я случайно совершила небольшое научное открытие – работать над ним оказалось лучшим, что я делала в жизни, и я решила остаться в науке. Сейчас я работаю над технологиями производства дисплеев для устройств дополненной реальности, задача на грани науки и технологий.