Главная героиня – женщина-врач Анна Бецкая – помимо того что успешно ведёт практику, пользуется авторитетом среди светил медицины, врачей-мужчин. Но это не очень нравится её мужу Николаю. Он комплексует, страдает, скучает и в итоге, пользуясь очередным отъездом жены на научную конференцию, заводит любовницу. Тут начинается история его метаний: с одной стороны, он чтит и любит жену, с другой – у его любовницы появляется ребёнок, а затем начинаются послеродовые осложнения. Спасти женщину под силу только одному врачу – Анне, и Николай вынужден обратиться к ней за помощью. Тут-то всё и открывается. Анна поступает в высшей степени благородно и как врач, и как человек, чего не скажешь о Николае, которому такой удар оказывается не по силам, и он стреляется.
Во второй серии у Анны, взявшей спасённую ею любовницу и её ребёнка под свою опеку, появляется новый муж, который также чувствует себя некомфортно рядом с сильной и независимой Анной. К тому же он увлекается азартными играми и не стесняется брать деньги у жены. Дело идёт к разводу, несмотря на беременность Анны.
Главная героиня
Роль Анны в картине исполнила Вера Юренева, более известная как театральная актриса. Это третья её работа в кинематографе. Как рассказала заместитель генерального директора Госфильмофонда Ольга Деревянкина, в Музее кино сохранились воспоминания Юреневой, но в них она, к сожалению, ни слова не сказала про свою игру в кино.
В газетах того времени называли эту картину современной, феминистской. Но прошла небольшая шумиха, и в итоге никакого влияния ни на кинематограф, ни на социальное положение женщины она, увы, не оказала. Ольга Деревянкина, заместитель генерального директора Госфильмофонда
Мужья в кино и в жизни
В первой серии мужа Анны играет знаменитый актёр Иван Мозжухин.
– Сперва они вместе довольно ладно сыграли в фильме «Обрыв», где и познакомились, – рассказала Деревянкина. – Во второй серии супругом героини выступает молодой актёр Витольд Полонский. Это практически первая его роль.
По словам киноведа, в то время часто молодых артистов, приходивших в кинематограф и пока ещё никак не проявивших свой талант, использовали как "фраковых актёров":
– Задача состояла в том, чтобы просто хорошо носить фрак. Нужно было, чтобы актёр хорошо вошёл в кадр, поклонился, поцеловал даме ручку и ушёл. Такая роль отводилась Полонскому. Правда, в дальнейшем в его работах мы видим, что он растёт, меняется, и в итоге ему удаётся найти своё достойное место на экране. Но, к сожалению, умер артист довольно рано – в 1919 году, в 40 лет.
Реальным же супругом Юреневой был Александр Вознесенский, написавший сценарий к этому фильму. Актриса участвовала во многих спектаклях по его пьесам и в нескольких кинофильмах в главных ролях.
Работа на износ
В то время режиссёры снимали за год сразу по многу картин, никак не три-четыре. Например, в 1914 году Пётр Чардынин снял 14 фильмов, в 1915-м работал над тридцатью, в том числе над "Женщиной".
– Когда вы смотрите эти фильмы, надо понимать, что и режиссёры, и актёры были задействованы одновременно в безумном количестве съёмок и бегали с одной площадки на другую. Так что их надо пожалеть, потому что это было физически очень тяжело. К тому же помимо кинематографа был театр, – рассказала Ольга Деревянкина. – Поэтому сегодня становится понятно, почему так много замечаний, в том числе и в прессе того времени. Но тогда старались выпускать как можно больше картин, зачастую жертвуя качеством.