Строительство башни вызвало переполох среди парижан и ещё долго после её открытия эти пересуды не утихали. Склонные к апокалиптическим настроениями видели в ней новую Вавилонскую башню, городские власти были завалены письмами протеста. Эйфелеву башню называли "срамом Парижа", "железным чудовищем", "фонарным столбом", "фабричной трубой", "грилем в виде колокольни" и даже "писающим жирафом". К производству иносказательных выражений подключились деятели культуры. Писатель Леон Блуа называл Эйфелеву башню "трагическим фонарём", Поль Верлен – "скелетом колокольни", Ги де Мопассан – "грозным киклопским монументом", а поэт Франсуа Коппе – "деформированной мачтой". Все ожидали, что башня рухнет и прикидывали, какие части Парижа она накроет в случае падения в ту или иную сторону.
"Спросите кого-нибудь из ваших знакомых, до чего могла бы достать вершина башни, если бы она упала? – пишет в книге "Научные забавы" популярный парижский писатель Фердинанд Фэдо. – Одни склонны думать, что верхушка её пришлась бы на середину сада Трокадерского дворца. Вы выиграли бы пари, утверждая, что если бы она свалилась вся целиком, упав на землю своим северным и западным устоем, то она достала бы немного дальше Йенского моста. Если бы движение имело осью устои восточный и южный, то гигантская статуя Республики увидела бы упавшую верхушку в саженях десяти от своих ног".
Тем не менее, прогрессивные умы осознавали масштаб события в мире архитектуры и называли башню не иначе как "победой XIX столетия над всеми предшествовавшими".
"Эйфелева башня произведёт переворот в строительном искусстве, – сообщает петербургский путеводитель "О Франции и французах". – Весьма возможно, что по этому примеру при будущих постройках камень и кирпич будут совершенно удалены и заменены исключительно железом".
– Эйфелева башня – безусловно, революционный проект для столицы Франции и для своего времени и, кроме того, очень яркий пример революционного иконического объекта, – рассказывает Metro главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. – Её появление стало большим шагом к высотному строительству, к очень серьёзному влиянию инженерных решений на архитектуру и их доминированию. До этого архитектура долго развивалась в очень узком пространстве выбора инженерных решений. Сама по себе инженерная тема в архитектуре – высотность, консольность, большепролётность – всё это было ещё в строениях времён Римской империи, но в очень ограниченном масштабе. А то, что инженерия может стать главным творческим игроком на этапе архитектурного проектирования зданий – это во многом принёс Эйфель своей башней. Нельзя сказать, что Эйфелева башня была единственным проектом такого рода – был ещё, например, Crystal Palace из металла и стекла в Лондоне, который был построен ко Всемирной выставке 1851 года и который уничтожил пожар в 1936 году. Но, безусловно, Эйфелева башня стала одним из самых значимых проектов на стыке инженерии и архитектуры. Кроме того, она стала одним из ярких воплощений идеи знакового объекта, как мы её сейчас понимаем в архитектуре.
Напомним, что Эйфелеву башню построили для Всемирной парижской выставки 1889 года, отмечавшей столетие французской революции. Автором проекта стал французский инженер Гюстав Эйфель. Именно его работа, исполненная в содружестве с инженерами Эмилем Нужье и Морисом Кекленом и архитектором Стефаном Совестром, стала победителем среди 700 проектов, представленных на конкурс.
Проектируя башню, Эйфель стал пионером в целом ряде инженерных вопросов. Так, он досконально изучил свойства и напластования грунта, узнал всё об использовании сжатого воздуха и кессонов для устройства основания башни. Он разобрался, как установить 800-тонные домкраты для регулирования её положения, разработал специальные монтажные краны для работы на высоте. В процессе проектирования и возведения сооружения появились новинки строительной техники и оборудования.
Исполнители проекта, металлисты парижского пригорода Леваллуа, строили башню чуть более двух лет – с января 1887 года по 30 марта 1889 года. Полтора года ушло на закладку фундамента, около восьми месяцев монтировали саму конструкцию. На её возведение потребовалось 15 тысяч металлических конструкций, соединенных 2500 тысячами заклепок. Вес металлической конструкции – 7 300 тонн (полный вес - 10 100 тонн).
Вместе с флагштоком башня имела высоту почти 313 метров, и до 1931 года считалась самым высоким сооружением в мире.
На вершине башни есть смотровая терраса, откуда можно обозревать пространство радиусом до 90 километров. Самая верхняя площадка имеет диаметр 1,7 метра, на ней располагается маяк. Свет его прожекторов виден на расстоянии 70 километров. На башню ведут лестницы (1792 ступени) и лифты.
Интересно, что 200-метровый каток на Эйфелевой башне появился в 1969 году: сезон катания на 57-метровой высоте открыли дрессированные медведи из Московского цирка.
– Безусловно, башня оказала влияние на мировую архитектурную и инженерную мысль, и на русских инженеров и архитекторов, – говорит Сергей Кузнецов. – Неизвестно, повлияла ли она напрямую на Владимира Шухова, которого вполне можно назвать "русским Эйфелем", но параллели напрашиваются очень легко. Шухов был таким же гением инженерной мысли, новатором и энтузиастом, как и Эйфель, который тоже, как он, умел отстаивать свои революционные идеи и их блестяще реализовывать.