О чём фильм
Сирота Милан (Кев Адамс) не переваривал пенсионеров и однажды за то, что он опрокинул на них на службе какие-то ящики, его приговорили к общественным работам в доме престарелых. Там он познакомился с бывшим чемпионом по боксу Лино Вартаном (Жерар Депардье), который научил его пробивать двоечку, резался с ним в "Плейстейшен" и, видимо, психологически заменил ему отсутствующего отца. Вскоре после этого знакомства Лино умер и Милана озарила нетривиальная идея объединить стариков и детей-сирот в одном приюте, который он назвал именем ушедшего престарелого друга.
Поначалу всё идёт как нельзя лучше: сироты нашли в стариках бабушек и дедушек, а Милан уверен, что нашёл дело своей жизни. Но тут откуда ни возьмись на пороге нарисовались судебные приставы с унылыми физиономиями и рассказами о нарушениях. Когда Милан уж было решил закрыть приют, внезапно он получает приглашение от владельца ещё одного приюта для престарелых граждан отправиться к нему вместе со всеми постояльцами в гости на два месяца на Лазурный берег. Однако этот внезапный дар судьбы оказывается ловушкой...
Впечатления
С самого начала непонятно, каким образом у молодого парня геронтофобия может превратиться в геронтофилию, даже если его лучшим другом становится кто-то, как две капли воды похожий на бросившего пить Жерара Депардье. Поэтому и на все сентиментальные картины дружеских пикников стариков и детей, напоминающие хороводы трёх поросят в детской книжке, смотришь поначалу с глубоким скептицизмом.
Эту не очень убедительную пастораль скрашивают два чудаковатых напарника Милана – Албан в исполнении известного французского шоумена Жарри и Дрисс (Брахим Булель) с фиолетовыми волосами. Первый чрезвычайно экспрессивен и способен от смеха резко перейти к плачу и наоборот, а второй не совсем хорошо знает французский язык, что предсказуемо оборачивается курьёзами. Один из коварных постояльцев дома престарелых сообщает ему, что выражение "гладить соседскую киску" в XVI столетии означало "помочь близкому человеку", и несчастный закономерно получает порцию общественного возмущения при попытках использовать в речи этот фразеологизм. Пожалуй, это единственная причина, по которой этой абсолютно гуманистической картине в российском прокате дали категорию 18+, так что если вырезать эпизоды с использованием этого сомнительного изречения, ничто не сможет помешать семейному просмотру.
Когда ты уже вроде бы теряешь надежду увидеть Жана Рено, он вдруг является на авансцену в образе постояльца дома престарелых Лоренцо. На вопрос, чем он занимался в активный период своей жизни, он отвечает, что был киллером, спецагентом, сражался с подводными монстрами и путешествовал во времени – Жан Рено не врёт, а вот Лоренцо никто не верит. Особенно смешно становится, когда на вопрос, как он будет бороться с врагами, Лоренцо достаёт чайную ложку и строго предупреждает: "Этой ложкой я уничтожил целый батальон казаков". Кто бы мог подумать, что фантомные боли от результатов наполеоновского похода в Россию будут спустя два столетия выглядеть именно так.
Отдельная тема, на которую довольно любопытно смотреть – коммерциализация сферы социальных услуг во Франции со всеми вытекающими из этого попытками задавить конкурентов и отхватить максимальную долю на рынке. Судя по всему, благое дело присмотра за пожилыми поддерживается разнообразным льготами вроде снижения налогов или вообще избавления от них, поскольку за место под солнцем в данной сфере услуг в фильме идёт нешуточная борьба.
С одной стороны, картины жизни на пенсии на Лазурном берегу в исполнении звёзд французского кино и даже эстрады (Аманда Лир) выглядят как рекламный проспект пенсионерского рая, с другой – немного печально от мысли, что секс-бомбы и победители монстров и японской мафии тоже, как все смертные, в конце концов превращаются в беспомощных стариков и уже играют не кого-то, а, по сути, самих себя.
Досье:
Режиссёр: Клод Зиди-младший
Сценарий: Кев Адамс, Элоди Эсме
В ролях: Жан Рено, Кев Адамс, Даниэль Прево, Жерар Депардье, Аманда Лир, Лилиан Ровер, Фирмин Ришар
18+