Зелёные крыши, эколавочки и роботы-клумбы осчастливят москвичей

Metro спросило у архитектурного журналиста Юлии Шишаловой, соавтора исследования "Архитектура благополучия", о том, как благодаря архитектуре сделать Москву самым счастливым городом на земле
Зелёные крыши, эколавочки и роботы-клумбы осчастливят москвичей
Copyright (c) 2020 Viacheslav Lopatin / Shutterstock
Озеленение в том числе и кровель авторы исследования считают одним из важных факторов ментального здоровья жителей в большом городе.

Архитектура может быть ключом к решению многих проблем большого города. Так считают авторы недавно вышедшего исследования. Они выделили ориентиры счастья и рассказали, как их достичь.  

– Под благоустройством в последние годы многие понимают укладку плитки, однако, если вдуматься, это "устройство блага", – рассказывает Юлия. – В урбанистике эти блага называют сервисы.

Москва – зелёный город с хорошей экологией

Парк, разбработанный Макгрегором Коксаллом в Тяньцзине.
Предоставлено Юлией Шишаловой
Парк, разбработанный Макгрегором Коксаллом в Тяньцзине.

– Вопросом озеленения и экологии занимаются все мировые мегаполисы, – рассказывает Юлия Шишалова. – Москва уверенно идёт по этому пути. В первую очередь это город без автомобилей, а значит, и загрязнения воздуха. Сейчас развиваются удобный городской транспорт и инфраструктура для велосипедов, самокатов, моноколёс. Многие отказываются от машин. Мировая практика показала: чем больше строим дорог, тем больше заторов, а значит, загрязняем атмосферу и становимся несчастнее. Для горожан важно, чтобы в 10 минутах ходьбы от дома был небольшой островок зелени, а большой парк – в паре километров. 

Прекрасный пример взаимодействия природы и урбанистики показал китайский город Тяньцзинь. Там ландшафтный архитектор Макгрегор Коксалл придумал устроить "план Перехват" мигрирующим пернатым. Над участком будущего парка ежегодно пролетает 50 млн птиц, и архитектор предложил создать в этом месте нечто вроде перевалочного пункта, который своей благоприятной атмосферой заманивал бы их сделать остановку и передохнуть, а посетителей – понаблюдать за птицами в "реальной жизни". Вокруг этого строится вся инфраструктура парка. Также важным решением мы считаем озеленение кровель, но пока это роскошь, доступная жителям элитных домов. Чтобы это реализовать, нужны субсидии и чтобы кровельное озеленение использовали вместо компенсационного.

Есть исследования, согласно которым люди, которые тратят на дорогу до работы более 40 минут, ощущают неудовлетворённость жизнью острее, чем те, кто живут рядом. Оптимальное время в пути – 16 минут. Юлия Шишалова, соавтор исследования

Москва как лекарство, городское пространство здорового выбора 

Авторы исследования полагают, что тренажёры на улицах, набережных и в парках станут прекрасной мотивацией для занятий спортом.
Copyright (c) 2020 smspsy/Shutterstock
Авторы исследования полагают, что тренажёры на улицах, набережных и в парках станут прекрасной мотивацией для занятий спортом.

– Исторически эпидемии и катастрофы определяли облик зданий и устройство городов, – объясняет эксперт. – Вспомним санатории – символы борьбы с туберкулёзом. Их авторы были убеждены: если поселить больных в изолированные помещения, наполненные светом и сухим воздухом, с большими балконами и окнами и гигиеничными белыми поверхностями, это поможет выздоровлению. 

Лондон обязан появлением канализации и водопровода в домах эпидемии холеры 1850‐х. Необходимость закапывать трубы под землю привела к расширению и спрямлению улиц, и реформа быстро распространилась на другие города. 

Сегодня уже научно доказан факт, что наше здоровье на 10% зависит от качества медицинских услуг, а на 50% – от образа жизни и окружающей среды. Каждый год около 2 млн человек в мире погибают только от гиподинамии. Поэтому в последние годы в мире популярен подход Urban Health – "городское здоровье", где приоритетом становятся здоровье горожан и продолжительность жизни. 

В Москве прошло уже несколько больших конференций и опубликованы исследования. Многие аспекты программы "Моя улица" созвучны лондонской программе Healthy Streets ("Здоровые улицы"). Есть прекрасные способы стимулировать физическую активность, которые, надеюсь, будут реализованы. 

Например, поставить на улицах разного рода тренажёры и открыть больше воркаутов, игровых пространств, экстрим‐парков, скалодромов, велотреков, позволяющих людям с разной физической подготовкой развеяться и "растрястись". Причём важно, чтобы такие площадки были расположены на виду или даже по ходу движения, например, на бульварах и набережных. 

Москва – город без отходов, где мусор используется повторно 

Уличная мебель в экстрим-парке "Айда" сделана из переработанных материалов, и она функциональна.
Предоставлено Юлией Шишаловой
Уличная мебель в экстрим-парке "Айда" сделана из переработанных материалов, и она функциональна.

– Нужно строить современные мусоросжигательные заводы, как в Дании, – уверена Юлия Шишалова. – Там они становятся привлекательными общественными пространствами. И рекультивировать мусорные полигоны, налаживать переработку. До сих пор некоторые виды пластика принимают на переработку в Москве только в паре пунктов, поэтому в плане сортировки нужна системная инициатива сверху. Это базовые меры по переходу от линейной экономики к циркулярной экономике замкнутого цикла, одна из главных задач которой – сохранять чистоту материалов и знать, из чего состоит продукция. Тогда мы получим не отходы, а ценные молекулы, которые легко утилизировать. 

Цифра
400
алюминиевых банок – это новый велосипед, 25 пластиковых бутылок – флисовая курта.

Есть прекрасные примеры переработки отходов, которые стоит перенять. Например, голландская фирма VolkerWessels выдвинула концепцию пластиковой "вечной дороги". Она быстро строится, требует минимум ухода и при этом безопасна. Дорога из пластика позволит снизить стоимость восстановления старых и повреждённых автомобильных трасс. Этот пластик портится в 3 раза медленнее и выдерживает суровый температурный режим: от - 40 до +80 °C. Несколько пилотных проектов реализовано  там пока в виде велодорожек. В японском городе Камикацу в 2020 году архитектор Хироши Накамура построил центр для сортировки из 700 окон. Там работают секонд-хенд и мастерская, где шьют кукол из старых кимоно. В Нижнекамске в экстрим-парке "Айда" уличная мебель сделана из переработанных материалов: нефтепродуктов, а также крышек и флаконов, которые сдают жители. 

Москва против одиночества, город-антистресс 

Передвижные роботы-клумбы ездят по улочкам города и радуют житлей.
Предоставлено Юлией Шишаловой
Передвижные роботы-клумбы ездят по улочкам города и радуют житлей.

– Одиночество – бич человека в большом городе, – говорит эксперт. – Рецепт такой: стимулировать чувство сопричастности к происходящему. Например, в Сингапуре построили здание с красивым общественным садом на крыше. Он объединяет жителей на всех этапах: в процессе посадки, его поддержания и наслаждения им. 

Город-антистресс – это более человечная городская среда. Например, Лейла Маккей, автор исследования "Восстанавливающие города: городской дизайн для психического здоровья и благополучия", выделяет 7 способов гуманизации среды: "зелёный город" – обилие и доступность природной среды, "голубой город" – городская вода, "сенсорный город" – обилие позитивных сенсорных впечатлений, "добрососедский город", "активный город", "игровой город" и "инклюзивный город". 

Современная городская среда может благополучно влиять на психическое здоровье жителей. Москва имеет прекрасный опыт успешного преобразования мест, которые, казалось бы, совсем не предназначены для отдыха. 

Один из таких примеров – сквер Майи Плисецкой на Большой Дмитровке. В 2005 году на этом месте снесли дом, и площадка долгое время пустовала. В 2013 году бразильский художник Эдуарду Кобра изобразил на торце дома 16 портрет Майи Плисецкой в образе Одетты. Потом пустырь превратили в сквер, там установили памятник балерине. 

В 2018-м в рамках фестиваля "Цветочный джем" появился сад, который создал ландшафтный дизайнер Джеймс Бассон. Изначально озеленение было временным, но жители попросили мэрию оставить это пространство москвичам. Есть игровая концепция "свитч-пойнтов" – небольших озеленённых пространств, способных переключать внимание и снимать стресс. Это небольшие секретные сады или зелёные платформы – передвижные роботы-клумбы, которые ездят по разным улочкам, чтобы жители любовались живыми цветами. 

Москва – город для саморазвития 

Бауманская инженерная школа № 1580, благоустройство двора.
Скриншот из исследования "Архитектура благополучия"
Бауманская инженерная школа № 1580, благоустройство двора.

– Город может способствовать саморазвитию и выращивать креативные кадры, – резюмирует Юлия Шишалова. – В Москве в этом смысле многое сделано. Однако городу нужно взращивать человеческий капитал внутри себя. Поэтому важно уделить внимание образовательной инфраструктуре. 

Сейчас всё больше школ перестраивается под новую образовательную парадигму, когда ученику прививаются не энциклопедические знания, а определённые навыки и компетенции. Мы считаем, что именно школам суждено стать полигонами нововведений. 

Архитекторы бюро "Дружба" и учёные из МГПУ считают, что крайне важно для социализации обустроить школьные дворы, где можно учить и учиться, играть, тренироваться, проводить научные эксперименты, общаться и выражать себя разными способами. Для этого вместо клумб и лавочек нужно создать разные пространства: зоны для экспериментов и творчества, ниши для уединения, места для встреч и проведения уроков. 

Так школьный двор может стать универсальным учебником. Тяге к изучению окружающего мира поспособствуют разные типы озеленения: камни, растения, рельефные поверхности. А благодаря огороду и оранжерее дети смогут сами выращивать растения и приобщаться к экологической повестке и проблеме восстановления биоразнообразия наглядно. И процесс начнёт развиваться: экологичное сознание построит город благополучия.