ОБУЧЕНИЕ

Запрограммировать код безопасности помогут семь советов экспертов

Когда ладошка ребёнка выскальзывает из руки взрослого, мир становится шире, чем детская комната, круг общения наполняется новыми людьми, у родителей появляются опасения и мысли, как уберечь, защитить, не допустить... Metro проконсультировалось с экспертами, как подготовить детей к самостоятельной жизни
В разговорах и играх можно узнать многое о ребёнке и его окружении
Pixabay.com

Что такое "Код Безопасности"?

В Центре толерантности при Еврейском музее разработали курс под названием "Код Безопасности", в котором заложены ответы на тревожащие многих вопросы. 

Например, как мы, взрослые, можем помочь нашим детям вырасти людьми, свободным от ксенофобии? Что родители и учителя могут сделать, чтобы защитить их от негативного влияния экстремистской пропаганды? 

Хотя курс рассчитан на педагогов, которые работают с детьми и подростками 10–18 лет, советы и примеры из него могут быть полезны всем, а в особенности родителям.

1. Завести разговор про экстремистские организации

Эксперты считают, что про экстремистские организации не стоит умалчивать. Здесь действует старая добрая истина: предупреждён – значит вооружён. В связи с этим они советуют вести диалог с детьми о том, что такое экстремистские организации с точки зрения законодательства. Стоит обратить внимание детей на существующие технологии вербовки. 

– Подростковый период, ранний юношеский возраст – это тот момент в жизни ребёнка, когда формируется сознание, мировоззрение. Оно ещё не устоялось – человек примеряет на себя различные мысли, идеологии. Сегодня, например, он может быть панком, а завтра хиппи. В таком состоянии его легко сбить с толку, – отметила Зоя Елькина, социальный педагог среднеобразовательной школы № 1534 "Академическая", – Поэтому необходимо отслеживать факторы риска: семейное неблагополучие, школьную неуспешность, разные формы дезадаптации, психологические показатели. 

2. Узнать, за какие "ниточки" дёргает манипулятор

Если стало известно, что подростка или его друзей, одноклассников склоняют к участию, например, в массовых действиях, беспорядках, рекомендуется обсудить методы манипулятора. 

– Подумайте вместе с подростком, что можно противопоставить этим манипуляциям? К чему в будущем может привести решение присоединиться? Чем значимым человек в этом случае рискует? – советует Елена Горинова, психолог, ведущий тренер Центра толерантности, – Задайте главный вопрос: действительно ли манипулятор желает тебе добра или просто использует в своих целях? 

3. Беседуем конструктивно

От слов и выбранного стиля общения с подростком во многом зависит результат. Не рекомендуется впадать в гнев и высказывать жёсткие запреты, чтобы избежать обратного результата. 

– Рассуждайте вместе с подростком. Признайтесь, что, если бы вы были на его месте, вас бы тоже затронули призывы агитаторов, – говорит Елена Горинова, – Приведите свои примеры, когда вам приходилось сталкиваться с манипуляциями или провокациями. Как вы действовали? На что опирались?

4. Кружки по интересам помогут уберечь от экстремистских захватчиков

В подростковом возрасте психологи отмечают потребность принадлежать к какой-либо социальной группе и быть для неё значимым. Задача взрослых – помочь ребёнку выбрать кружок по интересам, спортивную секцию или музыкальную школу, где ребят объединяет общее дело и общение строится вокруг него. 

– Если ребёнок окажется один, особенно испытывающий трудности в общении со сверстниками и лишённый полноценной поддержки взрослых, деструктивные организации быстро найдут к нему короткий путь, – отметила Зоя Елькина, – Взрослым важно быть внимательными к детям, не игнорировать и не обесценивать их трудности.

5. Присматриваемся и анализируем реакцию на неудачи

Ксенофобия — страх или ненависть, нетерпимость к кому-то или чему-то чужому, незнакомому, другому... Наблюдая за тем, как ребёнок реагирует на свои неудачи, можно получить немало ценной информации и найти путь, как предотвратить возникновение возможных проблем. 

– В психологии это называется "локус контроля", – уточнила Зоя Елькина, – Речь о формировании личной ответственности за то, что с тобой происходит. Например, стоит обратить внимание, ищет ли ребёнок причину неудачи в своих действиях или ищет виновных на стороне. Например, учитель виноват, одноклассники подвели, кто-то другой, но не он. Необходимо развивать ответственное отношение, способность к рефлексии, самоанализу, критическое мышление, чтобы человек понимал причинно-следственные связи.   

Елена Горинова предлагает поиграть с подростком в игру: предложить ему представить две фантастические страны, пострадавшие от стихийного бедствия, например, наводнения. Но в одной стране жители более ориентированы на решение проблем, а в другой – на поиск виноватых. Рассмотреть, как будут развиваться события в каждой стране с учётом их особенностей. Где жители более счастливы и успешны?

Кстати, эксперты отмечают, что в детском возрасте откорректировать личную ответственность проще, чем во взрослом. С годами мы ставим сами себе рамки, от которых позже  самостоятельно сложнее избавиться. Потребуется работа над собой или помощь психолога.

6. Ловим себя и ребёнка на стереотипах 

В речи детей, как и родителей, могут проскальзывать сигналы зарождения, проявления ксенофобии - стереотипы о людях, их поведении, привычках. Стоит отнестись к ним как к сигналам к действию. Родителям рекомендуется задать вопрос ребёнку: справедливо ли судить об одном определённом человеке, опираясь на стереотип? Привести примеры из жизни, когда стереотипы рушились. 

– Бывает, что негативные высказывания транслируют родители, а ребёнок их воспринимает как данность.– обратила внимание Зоя Елькина, – Конечно же, каждый случай индивидуален. Помимо родителей, у ребёнка могут быть значимые взрослые, которые транслируют более конструктивную и гуманную позицию. Также играет роль интеллект, способность к критическому мышлению и уровень социальной адаптации подростка. Есть дети, которые слышат некорректные высказывания родителей, но их собственное мнение при этом другое.

7. "Любой достоин поддержки, дружбы и защиты"

Самое ценное – это ощущение поддержки. 

– Давайте понять ребёнку, что вы всегда готовы помочь, включиться в ситуацию, не остаться в стороне, – призывает Елена Горинова, – Не важно, стал ли ваш ребёнок  объектом агрессии/травли или он – невольный свидетель происходящего в классе. Любой может оказаться в неприятной ситуации и любой достоин поддержки, дружбы и защиты.