В метро московский музыкант влюблён с детства. Была у него даже по-детски непосредственная и понятная мечта – стать машинистом и одна из любимых игр – бегать по своему району и представлять, что он – поезд.
Но всё-таки из детской мечты Игорь вырос, стал музыкантом. Только метро не разлюбил. И решил создать его "музыкальную карту", которая объединит огромное количество информации и ощущений, связанных с метрополитеном.
Первым появился альбом о Сокольнической линии, теперь – по номерному порядку линий – о Замоскворецкой. Для каждой станции в альбоме своя мелодия. Выход, как и в первый раз, Игорь приурочил ко Дню метростроителя, который отмечается 2 октября.
– Для второго альбома я так же, как и в первый раз, проехался по всем станциям на ветке. У меня был с собой миниатюрный синтезатор, и я садился на перрон или лавочку, слушал и вслушивался в звуки станции и здесь же записывал те мотивы, которые мне приходили, – рассказывает Metro Игорь.
И снова в музыкальные композиции пробрались и прокрались – кое-где даже стали самой их основой – повседневные технические звуки, которые каждый из нас слышал неоднократно.
– Например, на "Белорусской" я взял за основу композиции звук, который слышится на станции при прибытии поезда, это "ту-ту-ту", – рассказывает музыкант. – Я не знаю почему, но я очень давно его не слышал, и это так меня впечатлило!
А вот на "Маяковской" Игорь пошёл на принципиальное – творческое – решительное противоречие.
– Здесь мне захотелось сделать именно контраст. "Маяковская" – это же очень изящная станция, жемчужина московского метро в стальной оправе, – делится композитор. – И делать такой же изящной музыкальную миниатюру для неё было бы, на мой взгляд, масло масляное. Так что я приехал с мыслью "а я по-другому сделаю!" и оттолкнулся именно от того имени, которое носит станция. И получилось, особенно начало, такое драматическое, с короткими строчками, в стиле Маяковского.
На "Домодедовской" взлетают самолёты – языком музыки, конечно, не буквально. На "Царицыно" можно уловить радость и помпезность дворцово-паркового ансамбля. А "Автозаводская" – самая драматичная станция линии, там в фортепианной мелодии звучат и гремят станки расположенного рядом завода.
– И станок работает, как механизм, такой вот без чувств, суровый. Только мажорный аккорд в финале символизирует то, что всё это работало во благо человека и будущего, – объясняет Игорь.
"Замоскворецкая" получилась очень многогранной, она диктовала композитору сложную смесь настроений – от жёстких строк Маяковского до противоположной спокойной размеренности "Театральной".
– И если "Сокольническая" у меня получилась скорее праздничной и торжественной, то "Замоскворецкая" звучит совсем иначе. Это линия, где до сегодняшнего дня ещё ходят шумные номерные вагоны, здесь больше глубоких станций, а из-за особенностей железнодорожного полотна эта линия более гулкая, со своим особым шумом, – рассуждает Игорь. – И сами станции, они не всегда ярко освещены, такие приглушённые и старинные. Всё это в целом навеяло особое настроение, про любовь, однозначно про любовь, просто с некоторым оттенком минора.
"Сложнее всего далась "Войковская", я записал, наверное, дублей сорок. В этом районе живут близкие мне люди, поэтому я за неё очень переживал!" Игорь Барановский, композитор
После небольшого перерыва Игорь приступит к записи третьей – Арбатско-Покровской линии. И, по его словам, пока сам не представляет, какой она получится. Но чувствует, что может выйти "что-то совершенно другое", потому что к ней у музыканта особые чувства. Возможно, к следующему Дню метростроителя мы узнаем, какие именно.