Я переступаю порог торгового центра "Саларис" и мгновенно оказываюсь в параллельной вселенной. Кажется, всё на своём месте: и пузатые охранники, суровым взглядом выжигающие вокруг себя всё живое, и яркие вывески магазинов, вызывающие приступы эпилепсии. Они были здесь и год, и 5, и 10 лет назад.
Но стоит мне чуть внимательнее приглядеться, и я начинаю замечать небольшие, но важные изменения. В первую очередь бросается в глаза исчезновение значительной части вывесок крупных брендов. На смену многим пришли компании из той самой альтернативной реальности.
Я захожу в бутик с загадочной надписью "Син" над входом. Раньше на этом месте располагался светлый и просторный магазин SinSay. И представьте себе, внутри точно такой же светлый и просторный бутик. С той же сезонной одеждой, брендовыми атрибутами, фирменными пакетами. Вот только называется всё немного иначе.
– К нам поступает вся актуальная коллекция, можете проверить на сайте, – улыбается светловолосая продавщица. – Весь ассортимент доступен во всех прежних городах, только на юг из-за логистики вещи приходят с опозданием. Ценовую политику мы не меняли, стоимость вещей осталась такой же.
Схожая трансформация настигла магазины Reserved, Cropp и Mohito: бренды резко ударились в минимализм и переродились в Re, Cr и М. Все они принадлежали польскому ретейлеру LPP, одним из первых покинувшему Россию (продали активы консорциуму из Китая). Тогда в СМИ польские бизнесмены клятвенно божились: права на товарные знаки и бренды новый собственник никогда не получит.
Помимо одежды в любом ТЦ есть отдел косметики. Прохожу мимо вечно закрывающегося Lush (ещё в феврале на витрине магазина повесили табличку о скором закрытии, прошло уже 8 месяцев, а магазин и поныне там), направляюсь к месту, где раньше располагался Lancome.
И волшебные двери параллельных миров переносят меня в "Ланком". Да-да, в русской транскрипции. А содержание прежнее: латинские буковки импортозаместили исключительно на вывеске, но не на этикетках товаров.
– Ой, не обращайте внимания на вывеску, у нас всё как раньше. Все бонусные баллы, все скидки и акции: всё сохранилось, и отменять мы ничего не собираемся. А зачем себе в ногу стрелять? – смеётся продавщица.
Отправляюсь дальше гулять по торговому центру. Прохожу мимо сверкающего стенда Samsung, "прекратившего работу в России" в марте 2022 года, огибаю бутик Re:Store с новейшей продукцией Apple, "покинувшей" нашу страну едва ли не в первые дни СВО, покупаю колу "Добрый" (по вкусу неотличимую от оригинальной), заглядываю во "Вкусно – и точка", где на меня с плакатов смотрят бургеры "Макдоналдса".
– А я особо и не заметил разницы, – признаётся слегка нетрезвый посетитель фудкорта. – Как будто всё без изменений осталось. Я недавно вот себе айфон новый покупал, так мне ещё и приложение всех наших запрещённых банков установили на Савёловском. Да, лишний геморрой появился, но это мелочи, мы и не с таким сталкивались.
МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ
Продолжат ли иностранные бренды покидать российский рынок?
Алексей Мостовщиков, член генерального совета "Деловой России":
"До конца года уход зарубежных компаний продолжится. Что будет в следующем, пока сказать сложно, всё будет зависеть от геополитических факторов и конъюнктуры. В условиях угрозы вторичных санкций ввозить высокотехнологичную продукцию становится всё сложнее".
Анна Лебедева, исполнительный директор ассоциации "Маркетинг в ритейле" POPAI Россия":
"Сейчас сложно строить долгосрочные прогнозы. Многие бренды ещё не ушли, но "заморозили" свою деятельность и в любой момент могут как открыть магазины, так и уйти с рынка. За последние несколько месяцев было несколько таких примеров.