Зачем Вера Мухина в своей мастерской использовала часть танка, создавая гениальные произведения

В доме-музее великого советского скульптора появились филиал Реставрационного центра имени Грабаря и иконотека. Metro узнало подробности
Зачем Вера Мухина в своей мастерской использовала часть танка, создавая гениальные произведения
Реставрационный центр имени Грабаря
Работники Реставрационного центра имени Грабаря размещают экспозицию.

К 105-летию Центр Грабаря проводит выставку... о выставках. Она представляет собой целую летопись непростого и незаметного труда реставраторов. Основатель реставрационных мастерских Игорь Грабарь был убеждён, что людям нужно рассказывать о том, как восстанавливают памятники искусства и как развиваются техники реставрации. Этим начали заниматься с момента основания мастерских в 1918 году. 

– В этой популяризаторской работе был перерыв в 1930-е годы, когда шла борьба с религией и многих реставраторов репрессировали якобы за пропаганду религиозных ценностей, – рассказывает Metro специалист по выставочной деятельности Реставрационного центра имени Грабаря Полина Аникина. – А сразу после войны реставрационная работа закипела с удвоенной силой и выставки возобновились, потому что всем понадобилось восстановление пострадавших от войны культурных ценностей.

На стенах выставочного зала развешаны архивные фотографии, афиши, пригласительные и каталоги. Возможно, кого-то мало увлечёт рассматривание афиш, если бы не место, где их показывают, – это дом-мастерская знаменитого скульптора Веры Мухиной, притаившийся в одном из уютных переулков в районе Пречистенки. Сейчас здесь находится один из филиалов Реставрационного центра имени Грабаря – иконотека Адольфа Овчинникова, пару лет назад ушедшего из жизни легендарного реставратора икон и изобретателя технологии создания копий-реконструкций древних памятников. Со стен иконотеки на зрителей смотрят фрески с изображениями строгих святых и древних героев из церквей Старой Ладоги.

Копии-реконструкции Адольфа Овчинникова и экспозиция выставки.
Реставрационный центр имени Грабаря.
Копии-реконструкции Адольфа Овчинникова и экспозиция выставки.

Дом-музей Веры Мухиной – это уютный двухэтажный особняк, поделённый на жилую часть и мастерскую. В мастерской нет перекрытий второго этажа и одна стена полностью стеклянная, чтобы обеспечить максимальный доступ света для художницы. 

Мастерскую скульптору построили в 1947 году по проекту брата её мужа Сергея Замкова. Считается, что участие в разработке проекта принимала и сама Вера Мухина – именно ей принадлежала идея разделить дом на жилую и рабочую зоны.

– В мастерской располагался поворотный механизм от башни танка Т-34, на который Вера Мухина ставила свои огромные скульптуры, – рассказывает специалист по выставочной деятельности Реставрационного центра имени Грабаря Александра Прохорова. – Она забиралась на балкон, вертела их и осматривала со всех сторон. И с тех пор появился миф, что сам танк до сих пор где-то зарыт под землёй, что, конечно, неправда. 

В этой мастерской Вера Мухина проработала шесть лет, вплоть до своей смерти, и создала здесь проект московского памятника Юрию Долгорукому (который проиграл в конкурсе варианту Сергея Орлова), Максиму Горькому (стоит на площади Белорусского вокзала), скульптурную композицию "Требуем мира!", которую сейчас можно увидеть в "Музеоне", и свою последнюю работу "Мир", которая размещена на куполе планетария в Волгограде (тогда – Сталинград).

Чтобы услышать эту и другие истории, нужно записаться на экскурсию – в другое время в дом-музей Веры Мухиной попасть невозможно.