Зачем Стравинскому две пары очков и кто был сильнее Прокофьева в шахматах

В Музее музыки открыли выставку фотографических шедевров, которые красноречиво рассказывают о звёздах мировой культуры
Зачем Стравинскому две пары очков и кто был сильнее Прокофьева в шахматах
Пресс-служба Российского национального музея музыки
Композитор Сергей Прокофьев с женой Мирой Мендельсон. Фотограф Моисей Наппельбаум. Москва, 15 января 1946 года. Российский национальный музей музыки

В Российском национальном музее музыки – неординарное событие: здесь впервые за всю его вековую историю открыли фотовыставку. Удивительно, что этого не сделали раньше, ведь в фондах музея хранятся поистине уникальные фотографии – и не просто отпечатки, а негативы, в том числе и редчайшие серебряно-желатиновые на стекле, которым позавидует любой фотографический музей. Впрочем, вполне объяснимо, почему выставка появилась только сейчас: большинство фотоснимков в фондах музея рассеяны по многочисленным личным архивам музыкантов, композиторов и исполнителей. И сегодня впервые в едином пространстве встретились отпечатки из архивов Ивана Козловского, Сергея Рахманинова, Тихона Хренникова, Давида Ойстраха, Фёдора Шаляпина, Сергея Шостаковича и других широко известных и знаковых для истории мировой музыки имён. Уникальности моменту добавляет и то обстоятельство, что большинство снимков показывают публике впервые.

К этим редкостям добавили и снимки мэтров отечественной фотографии: не только кадры звёзд репортажной фотожурналистики 1960-х, вроде Виктора Ахломова и Валерия Генде-Роте, но и редчайшие кадры пионеров русской и советской фотографии Моисея Наппельбаума и Александра Родченко, которые передала в Музей музыки его дочь. Кстати, снимки Родченко очень любопытны, поскольку весьма нетипичны для его знаменитой чётко выстроенной ракурсной съёмки: это сделанные в движении, практически пикториалистские размытые кадры, в которых мастер старался передать впечатление, а не формы. За снимки джаза на выставке "отвечают" работы современного французского фотохудожника Давида Глориана, который сейчас живёт в России, и фотоработы главного летописца советского джаза Александра Забрина.

Композитор Дмитрий Шостакович с женой Ириной Шостакович. Фотограф Виктор Ахломов. Москва, 8 января 1972 года. Российский национальный музей музыки.
Пресс-служба Российского национального музея музыки
Композитор Дмитрий Шостакович с женой Ириной Шостакович. Фотограф Виктор Ахломов. Москва, 8 января 1972 года. Российский национальный музей музыки.

– На выставке мы предлагаем задуматься: как звучащий образ выразить вербально? Это хорошо получалось у многих мастеров фоторепортажа: Ахломов, Хенкин, Генде-Роте, Шеломович и многие другие фотографировали музыкантов, дирижёров, композиторов на сцене и дома, – рассказывает методист Российского национального музея музыки Полина Шубина. – Но мы попытались не просто проследить за жизнью исполнителей на сцене и за кулисами – мы пытаемся осмыслить сам феномен фотографии, социальная значимость которой сегодня настолько высока, что было бы неэтично говорить, что всё в ней сводится только к технической стороне вопроса – это всё равно, что говорить про литературу "написанное ручкой". 

Представленные на выставке ряды снимков живо переносят в момент, когда они были сделаны: и если фото не способно передать звучащую музыку, то мало кто будет спорить с тем, что талантливый кадр легко может перенести в атмосферу схваченной им эпохи. Фотослепки с частной жизни звёзд мировой музыки особенно интересны, потому что приближают небожителей к слушателю и зрителю, добавляя им то человеческое измерение, которого, кажется, в силу их гениальности у них нет. Елена Образцова стоит у рояля композитора Георгия Свиридова у него на даче, Давид Ойстрах кормит жирафа в зоопарке Сиднея, Галина Вишневская играет с детьми. "Изба в деревне Аметьево, стою около с моим последним церковным регентом Константиновым", – начертано на одном из снимков рукой Фёдора Шаляпина. 

Певец Фёдор Шаляпин с церковным регентом Константиновым. Казань, 1906–1907 гг. Российский национальный музей музыки.
Наталья Бабахина
Певец Фёдор Шаляпин с церковным регентом Константиновым. Казань, 1906–1907 гг. Российский национальный музей музыки.

Таких подписанных снимков с дарственными надписями музыкантов на выставке немало, и их тоже показывают впервые. "Музею музыкальной культуры на память от Игоря Стравинского",  "Дорогому Назарию Григорьевичу – милому "Македонскому" в моей жизни и творчестве. С глубокой благодарностью и любовью, Сергей Лемешев". Несколько снимков с надписями по-немецки рукой бельгийской королевы Елизаветы скрипачу Давиду Ойстраху, которая специально учила русский язык, чтобы с ним переписываться, автограф пианиста Ван Клиберна, сделанный во время его первого приезда в Москву, "Ирине Шаляпиной с уважением" от итальянского певца Марио Дель Монако... 

В процессе подготовки выставки научные сотрудники музея даже сделали открытия: например, атрибутировали неизвестное фото Римского-Корсакова 1907 года с дарственной надписью, которую расшифровали. Оказалось, что он записал несколько тактов из "Золотого петушка" и посвятил их своему другу и либреттисту Владимиру Ивановичу Бельскому. 

Каждый представленный на выставке кадр – целая история не только в искусстве фотографии, но и музыки. 

Композитор, дирижёр Игорь Фёдорович Стравинский (справа) и виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович во время беседы. Москва, 1 ноября 1962 года. Фотограф Михаил Озерский.
Михаил Озерский / @РИА Новости
Композитор, дирижёр Игорь Фёдорович Стравинский (справа) и виолончелист Мстислав Леопольдович Ростропович во время беседы. Москва, 1 ноября 1962 года. Фотограф Михаил Озерский.

Две пары очков Игоря Стравинского

Игорь Стравинский любил носить сразу две пары очков: одну на носу, вторую на лбу. Такая привычка была и у его учителя Николая Андреевича Римского-Корсакова. Фотографии на выставке отражают эпизоды приезда Стравинского в СССР осенью 1962 года по приглашению председателя Союза композиторов СССР Тихона Хренникова. Это был первый визит Стравинского на родину после полувекового отсутствия. Вся его авангардная музыка в России до этого была запрещена. И вот он приезжает, чтобы отметить в России свой 80-летний юбилей – не без опасений, как к нему отнесутся. Но его страхи оказались  напрасными: в Москве дали четыре концерта, на которых звучала его симфоническая музыка, а в Ленинграде исполняли сюиты из его балетов, всё с большим успехом. 

Игорь Ойстрах с отцом-скрипачом Давидом Ойстрахом в домашней обстановке за шахматным столом. Фотограф Давид Шоломович. Москва, 1954 год. Российский национальный музей музыки.
Наталья Бабахина
Игорь Ойстрах с отцом-скрипачом Давидом Ойстрахом в домашней обстановке за шахматным столом. Фотограф Давид Шоломович. Москва, 1954 год. Российский национальный музей музыки.

Ойстрах делает мат Прокофьеву

Увлечение шахматами скрипач Давид Ойстрах пронёс через всю жизнь. Он был шахматистом первой Всесоюзной категории и не раз выступал в шахматных турнирах в составе Московской консерватории. Выписывал журналы "Шахматная Москва" и "Шахматы в СССР", разбирал партии мастеров, часто играл с Яковом Флиером, Сергеем Прокофьевым и Михаилом Ботвинником. Однажды в 1937 году в Центральном доме работников искусств при полном аншлаге он встретился за шахматной доской с Сергеем Прокофьевым. Оба с детства играли в шахматы, поэтому их уровень был примерно одинаковым. Сначала планировали сыграть 10 партий. Проигравший должен был тут же в зале дать концерт. В итоге из 10 партий состоялось 7, потому что на обдумывание ходов первой партии Прокофьеву понадобилось три с половиной часа. В общей сложности матч шёл около семи с половиной часов, победил Ойстрах со счётом 4:3. Концерт дали оба музыканта.

Оперная певица Галина Вишневская с детьми. Фотограф Давид Шоломович. Москва, 1959 год. Российский национальный музей музыки.
Пресс-служба Российского национального музея музыки
Оперная певица Галина Вишневская с детьми. Фотограф Давид Шоломович. Москва, 1959 год. Российский национальный музей музыки.

Женщина всегда права

Особое место в репертуаре певицы Галины Вишневской занимала музыка Дмитрия Шостаковича, близкого друга её с Мстиславом Ростроповичем семьи. Специально для Галины композитор написал партию сопрано в 14-й симфонии, вокальные циклы на стихи Александра Блока и Саши Чёрного, оркестровку "Песен и плясок смерти" Модеста Мусоргского. Исполнение певицей партии в 14-й симфонии, однако, не обошлось без курьёзов. Как-то на гастролях в Лондоне Вишневская во второй части симфонии спела фразу "Смерть пришла и ушла из таверны" не два раза, а один. Таким образом, она пропустила целых 16 тактов и едва не "врезалась" в другую часть партитуры. И если бы не концертмейстер и оркестр, которые смогли выкрутиться из этой ситуации, то всё закончилось бы катастрофой. Сделали они это так виртуозно, что даже сама певица ничего не заметила: когда после выступления ей очень деликатно сообщили, что она ошиблась и пропустила 16 тактов, то Вишневская не поверила и настаивала, что всё исполнила идеально.

Скрипач Иегуди Менухин на репетиции концерта по случаю 13-й годовщины ООН в Париже 24 октября 1958 года. С автографом Музею музыки от 16 ноября 1962 года. Фотохроника ТАСС. Российский национальный музей музыки
Пресс-служба Российского национального музея музыки
Скрипач Иегуди Менухин на репетиции концерта по случаю 13-й годовщины ООН в Париже 24 октября 1958 года. С автографом Музею музыки от 16 ноября 1962 года. Фотохроника ТАСС. Российский национальный музей музыки

Только после вас

Скрипачи Иегуди Менухин и Давид Ойстрах были преданными друзьями. Начало многолетней дружбе двух великих музыкантов положило выступление 18 ноября 1945 года в Москве в Концертном Зале имени П. И. Чайковского, где Менухин в дуэте с Ойстрахом исполнили три концерта – Брамса, Бетховена и Двойной концерт Баха. "С того дня и до его смерти в 1974 году мы никогда не прекращали выступать вместе, – вспоминал Менухин. – Он был принцем, самым лучшим коллегой, с которым мне когда-либо приходилось работать". И Ойстрах, и Менухин были деликатны настолько, что однажды, когда им надо было играть Двойной концерт Баха, они не договорились заранее, кто будет играть первую партию, а кто вторую, и поэтому каждый из них себе на пюпитр поставил вторую.

Оперная певица Антонина Нежданова и дирижёр Николай Голованов на даче с собакой. Николина гора, не позднее 1950 года. Российский национальный музей музыки.
Наталья Бабахина
Оперная певица Антонина Нежданова и дирижёр Николай Голованов на даче с собакой. Николина гора, не позднее 1950 года. Российский национальный музей музыки.

Кто не успел – тот опоздал

Главный дирижёр Большого театра Николай Голованов славился крутым характером: ходил с малиновым карандашом и переправлял партитуры за всех композиторов, считая, что только он знает, как должна звучать их музыка. Как-то он назначил репетицию оркестра на 8:30 утра. Все оркестранты, зная, какой он пунктуальный человек, были на месте в 8:00. Голованов, сидевший в зале с 7:00, обвинил их в том, что они опоздали, обиделся и отменил репетицию.