В музее "Собрание" решили показать предметы досуга обеспеченных граждан XIX – начала XX века. Собрали дамские наборы для шитья, шкатулки, флаконы, часы, футляры для бальных книжек и табакерки – и получилась экспозиция "Порядок вещей", по которой можно представить, чем раньше занимались горожане в минуты домашнего безделья. Всего в экспозиции более 60 аксессуаров из редких пород дерева, драгоценных металлов и перламутра – а если посчитать предметы внутри несессеров, то более 250. Кстати, посетить музей можно абсолютно бесплатно – нужно только предварительно записаться.
На вопрос, зачем взрослым людям и даже английской королеве механические поющие птички, искусствовед музея "Собрание" Илья Малахов поясняет: человек XIX века, будучи похожим на нас внешне, был совершенно другим психологически. Он иначе воспринимал окружающий его предметный мир. Причина – в разнице числа изображений, которое успевали увидеть за всю свою жизнь люди прошлого и наши современники.
– По подсчётам популяризатора науки Джеймса Глика, каждый из нас сегодня за один день в Интернете, по телевидению и на улицах видит в среднем 3000 изображений, – рассказывает Metro Илья Малахов. – А человек времён Ренессанса не путешествовал, не обладал цифровыми технологиями, у него даже не было зеркала – оно стоило 3000 флоринов, то есть 6 картин Леонардо да Винчи или Рафаэля. В этих условиях он не то что за один день, а за всю жизнь видел минимальное количество визуальной информации – в среднем 60–70 изображений. Аналогичные замечания справедливы и в отношении XIX столетия – человек этой эпохи жил в мире не визуальном, а материальном. Для него произведения искусства являлись не виртуальными фотографиями в смартфонах, а принципиально материальными артефактами. Эти артефакты играли важнейшую роль в его жизни. Они наделялись значительной эмоциональной, личностной составляющей, структурировали и определяли повседневность.
Кроме внешнего вида предметов, весьма интересны и истории их создателей. Metro рассказывает о нескольких из них.
Автоматон – заводной механизм, заключённый в куклу человека, животного или птицы, которые двигаются под музыку и совершают свойственные своему образу действия. Автор этого автоматона, французский часовщик Блез Бонтам, однажды решил усовершенствовать табакерку с поющей птичкой и сделать так, чтобы она пела не хуже живой. Он записал пение соловьёв и настроил птичку так, чтобы она его воспроизводила. Со временем Блез открыл свою фирму, которая стала единственным производителем поющих птичек и поставщиком двора английской королевы. В 1960 году компания Bontems Ch. & Co. была приобретена швейцарской фирмой Reuge, которая продолжает выпускать поющих птиц.
Герман Бом – выдающийся серебряных дел мастер и эмальер, творивший в Вене с конца XIX века до 1922 года. Он специализировался на изготовлении ваз, украшений интерьера и изысканных изделий в стиле Неоренессанса. Изделия Бома снискали международное признание и на Всемирной выставке в Париже в 1899 году. Описывая это событие, корреспондент лондонского каталога Jeweller & Metal Worker выразился так: "Бом снискал славу в изготовлении репродукций величайших произведений средневекового искусства, а его образцы современного ювелирного дела производят такое впечатление, будто это семейные реликвии. Красота, словами не выразимая, при этом ни намёка на вульгарность".
Этот лорнет создан в мастерской Ивана Брицына – выходца из крестьянской семьи, который подростком приехал в Петербург к Фаберже изучать ювелирное искусство. Став мастером золотых и серебряных дел, он овладел чрезвычайно сложной эмальерной техникой и в 1910 году открыл мастерскую "Русская эмаль". Изделия Брицына отличало высочайшее качество исполнения, которому он научился у Фаберже, – известны рассказы о том, как знаменитый ювелир разбивал молотком вещи с малейшим недостатком. После Октябрьской революции Брицын работал в ленинградской кооперативной артели "Эмаль-Металл", подвергся конфискации имущества и был сослан в Ярославскую область. Вернувшись в Ленинград, пережил блокаду, во время которой работал слесарем в госпитале. Был награждён медалью "За оборону Ленинграда".
Финский ювелир Хенрик Вигстрём в 1878 году приехал на заработки в Санкт-Петербург, где поступил подмастерьем в мастерскую фирмы Фаберже. Он был одним из способнейших учеников и в 1906 году стал главным мастером фирмы. Именно он – автор монограммы W.H., украшавшей половину яиц прославленного предприятия. Вигстрём был апологетом тонкого стиля Людовика XVI. Невозможно представить фирму Фаберже без камнерезной миниатюры из полудрагоценных камней. Это особое направление и гордость Вигстрёма – автора большинства скульптур знаменитой ювелирной компании.