Зачем механические птички нужны серьёзным взрослым людям и английской королеве

На выставке в музее "Собрание" можно увидеть поющие швейные наборы и узнать истории их создателей
Зачем механические птички нужны серьёзным взрослым людям и английской королеве
Музей "Собрание"
Несессер для рукоделия музыкальный в виде мельницы. Франция, 1820–1830 гг.

В музее "Собрание" решили показать предметы досуга обеспеченных граждан XIX – начала XX века. Собрали дамские наборы для шитья, шкатулки, флаконы, часы, футляры для бальных книжек и табакерки – и получилась экспозиция "Порядок вещей", по которой можно представить, чем раньше занимались горожане в минуты домашнего безделья. Всего в экспозиции более 60 аксессуаров из редких пород дерева, драгоценных металлов и перламутра – а если посчитать предметы внутри несессеров, то более 250. Кстати, посетить музей можно абсолютно бесплатно – нужно только предварительно записаться.

На вопрос, зачем взрослым людям и даже английской королеве механические поющие птички, искусствовед музея "Собрание" Илья Малахов поясняет: человек XIX века, будучи похожим на нас внешне, был совершенно другим психологически. Он иначе воспринимал окружающий его предметный мир. Причина – в разнице числа изображений, которое успевали увидеть за всю свою жизнь люди прошлого и наши современники.

– По подсчётам популяризатора науки Джеймса Глика, каждый из нас сегодня за один день в Интернете, по телевидению и на улицах видит в среднем 3000 изображений, – рассказывает Metro Илья Малахов. – А человек времён Ренессанса не путешествовал, не обладал цифровыми технологиями, у него даже не было зеркала – оно стоило 3000 флоринов, то есть 6 картин Леонардо да Винчи или Рафаэля. В этих условиях он не то что за один день, а за всю жизнь видел минимальное количество визуальной информации – в среднем 60–70 изображений. Аналогичные замечания справедливы и в отношении XIX столетия – человек этой эпохи жил в мире не визуальном, а материальном. Для него произведения искусства являлись не виртуальными фотографиями в смартфонах, а принципиально материальными артефактами. Эти артефакты играли важнейшую роль в его жизни. Они наделялись значительной эмоциональной, личностной составляющей, структурировали и определяли повседневность.

Кроме внешнего вида предметов, весьма интересны и истории их создателей. Metro рассказывает о нескольких из них.

Автоматон музыкальный. Blaise Bontems. Франция, Париж, около 1870 г.
Музей "Собрание"
Автоматон музыкальный. Blaise Bontems. Франция, Париж, около 1870 г.

Автоматон – заводной механизм, заключённый в куклу человека, животного или птицы, которые двигаются под музыку и совершают свойственные своему образу действия. Автор этого автоматона, французский часовщик Блез Бонтам, однажды решил усовершенствовать табакерку с поющей птичкой и сделать так, чтобы она пела не хуже живой. Он записал пение соловьёв и настроил птичку так, чтобы она его воспроизводила. Со временем Блез открыл свою фирму, которая стала единственным производителем поющих птичек и поставщиком двора английской королевы. В 1960 году компания Bontems Ch. & Co. была приобретена швейцарской фирмой Reuge, которая продолжает выпускать поющих птиц.

Несессер для рукоделия музыкальный. Hermann Böhm. Австрия, Вена, конец XIX в.
Музей "Собрание"
Несессер для рукоделия музыкальный. Hermann Böhm. Австрия, Вена, конец XIX в.

Герман Бом – выдающийся серебряных дел мастер и эмальер, творивший в Вене с конца XIX века до 1922 года. Он специализировался на изготовлении ваз, украшений интерьера и изысканных изделий в стиле Неоренессанса. Изделия Бома снискали международное признание и на Всемирной выставке в Париже в 1899 году. Описывая это событие, корреспондент лондонского каталога Jeweller & Metal Worker выразился так: "Бом снискал славу в изготовлении репродукций величайших произведений средневекового искусства, а его образцы современного ювелирного дела производят такое впечатление, будто это семейные реликвии. Красота, словами не выразимая, при этом ни намёка на вульгарность".

Лорнет складной. Мастерская "Русская эмаль" И. С. Брицына. Россия, Санкт-Петербург, 1908–1917 гг.
Музей "Собрание"
Лорнет складной. Мастерская "Русская эмаль" И. С. Брицына. Россия, Санкт-Петербург, 1908–1917 гг.

Этот лорнет создан в мастерской Ивана Брицына – выходца из крестьянской семьи, который подростком приехал в Петербург к Фаберже изучать ювелирное искусство. Став мастером золотых и серебряных дел, он овладел чрезвычайно сложной эмальерной техникой и в 1910 году открыл мастерскую "Русская эмаль". Изделия Брицына отличало высочайшее  качество исполнения, которому он научился у Фаберже, – известны рассказы о том, как знаменитый ювелир разбивал молотком вещи с малейшим недостатком. После Октябрьской революции Брицын работал в ленинградской кооперативной артели "Эмаль-Металл", подвергся конфискации имущества и был сослан в Ярославскую область. Вернувшись в Ленинград, пережил блокаду, во время которой работал слесарем в госпитале. Был награждён медалью "За оборону Ленинграда".

Веер. Фирма К. Фаберже, Мастерская Г. Вигстрёма. Россия, Санкт-Петербург, 1904–1908 гг.
Музей "Собрание"
Веер. Фирма К. Фаберже, Мастерская Г. Вигстрёма. Россия, Санкт-Петербург, 1904–1908 гг.

Финский ювелир Хенрик Вигстрём в 1878 году приехал на заработки в Санкт-Петербург, где поступил подмастерьем в мастерскую фирмы Фаберже. Он был одним из способнейших учеников и в 1906 году стал главным мастером фирмы. Именно он – автор монограммы W.H., украшавшей половину яиц прославленного предприятия. Вигстрём был апологетом тонкого стиля Людовика XVI. Невозможно представить фирму Фаберже без камнерезной миниатюры из полудрагоценных камней. Это особое направление и гордость Вигстрёма – автора большинства скульптур знаменитой ювелирной компании.