В 1950-х годах началась космическая гонка между Соединёнными Штатами и Советским Союзом. Державы соревновались в том, кто быстрее покорит космическое пространство. Москва отправила первого человека в космос, а Вашингтон — на Луну. Сегодня, примерно 70 лет спустя, эта гонка была возобновлена, но с новыми соперниками. Как распределяются места в нынешней сетке лидеров, в беседе с Metro рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев:
— Сегодня складывается следующая ситуация: на первом месте США, потом идёт Китай, а за ним Россия. За Россией идёт Европа, если сложить вместе её общие усилия, а потом Япония и Индия.
Однако, как уточнил специалист, картина резко меняется, если рассматривать усилия США в отрыве от SpaceX.
— Компания Илона Маска делает намного больше, чем все остальные страны, вместе взятые. За последнее десятилетие негосударственные организации стали превосходить космические программы крупнейших стран. Они стали гораздо эффективнее. И если сложить финансирование космических программ всех государств, оно составит лишь около четверти всего финансирования космонавтики.
По словам специалиста, в настоящее время всё большее значение в космосе получает коммерческая выгода.
— Частные фирмы включаются в космическую гонку только в поисках денег. Спонсорства там нет. Они предполагают, что, потратив какие-то суммы на космические разработки, они так или иначе их окупят. Эта волна называется "новый космос", или New Space.
Целью же номер один в текущей космической гонке является освоение Луны и создание там космических баз.
— Построить обитаемые базы на спутнике Земли с целью извлечения лунных ресурсов планируется до сороковых годов. И самое главное, что кроется в недрах Луны, — вода. С помощью электролиза её можно разложить на кислород и водород, а это самое эффективное химическое топливо.
По словам Моисеева, её ценность в космосе кратно возрастает из-за дороговизны доставки грузов на земную орбиту и дальше — каждый килограмм стоит около $ 10 000.
— Кроме того, кто первый построит базу, тот первый раздвинет границы своего космоса. Он получит огромное преимущество и сможет, например, взимать плату за пользование ею.
Второй крупной целью является создание орбитальной космической базы, которая придёт на смену МКС, уточнил Моисеев:
— Она просуществует ещё, может быть, лет пять. Может, даже чуть дольше. А потом на её место придёт что-то другое. И с новой станцией должен произойти важный переход, на который нацелены Соединённые Штаты, — создание орбитальных станций должно происходить не за счёт государства, а за счёт частного бизнеса, чтобы они могли существовать за счёт коммерческих программ и получать прибыль. Как строить станции, подобные МКС, мы знаем. Важно найти ей экономическое применение, чтобы она могла окупаться, чтобы была возможность зарабатывать на ней. Вот в чём проблема.
Третья основная задача заключена в добыче марсианского грунта.
— Американцы грунт уже собрали с помощью марсохода. Но проблема заключается в том, что пока нет возможности доставить его на Землю.
И это полностью научный проект, уточнил Моисеев: получить с него прибыль не представляется возможным.
— На Марс очень трудно добраться, а что-то там добывать — это на сегодняшний день из разряда фантастики.
Однако научные проекты тоже в конце концов могут приносить прибыль, только непрямым образом.
— Сейчас всю Солнечную систему уже изучили. Начиная от Солнца и заканчивая полётом за пределы Плутона. Однако исследования всё-таки продолжаются. За счёт любого нового открытия страна получает мощную прибавку к своему престижу. А это, в свою очередь, влияет на экономику: раз страна может запускать космические аппараты к далёким планетам, значит, она и кофеварки, например, делает хорошие.
В целом в коммерческом космосе конкуренция является хорошим подспорьем для ускорения прогресса, подчеркнул Моисеев.
— Все новшества, все новинки — всё идёт оттуда за счёт конкуренции. А что касается научного космоса — там, как правило, всё финансируется за счёт государства и частные спонсоры там появляются редко. И в научном космосе всегда практиковалось объединение усилий. Это, во-первых, снижает стоимость исследований, потому что научный космос всегда затратный, и, во-вторых, разные страны создают разные подходы, приборы и предлагают разные теории — всё вместе это создаёт мощную энергию.
Вопросы эксперту
Светла Бен-Ицхак, доцент кафедры космической безопасности Университета Джонса Хопкинса
Как проходит космическая гонка?
— Нынешняя картина в космосе гораздо более сложна и полна нюансов. Всё больше государственных и негосударственных субъектов присоединяются к различным видам космической деятельности и участвуют в них с разным уровнем рвения. Помимо России, США и Китая есть и другие государства с развитым космическим потенциалом, такие как Индия, Япония и Франция. Кроме того, сегодня не видно чёткой конечной цели, которая позволила бы сказать: "Да, мы выиграли гонку". Космические путешествия и исследования — это непрерывный процесс. И что бы означало "победу"? Добраться до Луны? Уже сделано. Добывать ресурсы? Тоже сделано. Полететь на Марс? Сделано. Космос — это чрезвычайно суровая и враждебная среда как для людей, так и для машин. Настоящая проблема заключается в том, чтобы иметь возможность обеспечить устойчивое присутствие в этой среде, которая пытается убить нас на каждом шагу. Эта цель является постоянной и долгосрочной — её преследуют все, кто участвует в освоении космоса, и ей нет конца.
Какую роль такие ведущие компании, как spacex, будут играть в нынешней космической гонке?
— За последнее десятилетие коммерческие игроки стали главными действующими лицами освоения космоса, преобразуя космический ландшафт, в котором традиционно доминируют государства. Растёт число частных компаний, занимающихся различными видами космической деятельности, такими как полёты человека в космос, активное удаление мусора и освоение Луны. Также они начали играть важную роль в поддержке национальных космических усилий — коммерческие компании могут, например, доставлять грузы и экипаж на космические станции. Ещё они начали принимать активное участие в создании спутников, а также разрабатывать различные космические услуги и инфраструктуру, такие как спутниковое обслуживание, удаление космического мусора, доступ к Интернету в космосе и организация производства в нём. Другая отрасль, где господствуют частные фирмы, — космический туризм. И, наконец, они изучают возможность добычи полезных ископаемых на астероидах и Луне.
Клайв Нил, профессор гражданского строительства и геологических наук Университета Нотр-Дам
Хорошо ли, что страны ведут гонку за освоение космоса?
— Космическая гонка между международными космическими агентствами может быть очень контрпродуктивна. Соревнование между США и СССР не привело к длительному сотрудничеству. А мы в нём нуждаемся, ведь, как показывает история, оно может привести к реализации долгосрочной космической программы: например, МКС, основанная на международном сотрудничестве, на протяжении более 20 лет постоянно принимала гостей на борту.
Может ли космическая гонка принести пользу?
— Нынешняя космическая гонка основана на политическом недоверии. Я считаю, что научная дипломатия может помочь открыть общение между странами. Изучая историю, мы можем видеть, что обмен образцами "Аполлон" — "Луна" между США и СССР в 1971, 1972, 1979 и 1981 годах развил научную дипломатию, которая улучшила связь между учёными и государственными учреждениями, что привело к старту миссии "Аполлон" — "Союз" в 1972 году, а в 1975 году — к первой международной космической миссии с экипажем между США и СССР, а также программе "Мир" — "Шаттл", включавшей 11 полётов шаттлов на космическую станцию "Мир" с 1993 по 1998 год.
Чего ждать от Китая?
— Китай уже доказал, что может осуществлять роботизированный возврат образцов с Луны, чего США ещё не сделали, и стал первой страной, которая успешно высадила робота на скрытую поверхность спутника. Так что я верю, что китайцам подвластно вершить великие дела, в том числе отправить людей на Луну.