Небывалый резонанс
67-летняя Чыонг Ми Лан – одна из самых богатых женщин во Вьетнаме. На протяжении долгого времени она являлась главой крупной девелоперской компании Van Thinh Phat.
11 апреля её приговорили к смертной казни за финансовые преступления – а именно, за разграбление одного из крупнейших банков страны Saigon Commercial Bank (SCB). Свои мошеннические схемы она проворачивала на протяжении 11 лет. По ним она c помощью поддельных заявок взяла кредиты на общую сумму 12,5 млрд долларов, однако общий ущерб от её действий суд оценил более чем в 27 млрд долларов.
По информации обвинения, от мошенничества пострадали 42 тыс. человек. Это держатели облигаций SCB, лишившиеся возможности как снимать свои средства, так и получать проценты после ареста Чыонг в октябре 2022 года.
Чыонг Ми Лан не признала вину и возложила её на своих подчинённых. Предпринимательница намерена обжаловать приговор, который, надо сказать, многих поразил своей суровостью.
– Это необычно, но лишь отчасти. Нужно учитывать, что во Вьетнаме, как и в Китае, некоторые экономические преступления подпадают под высшую меру наказания, – объясняет Metro доцент кафедры истории стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии ИСАА МГУ Максим Сюннерберг. – То есть наряду с изменой Родине, терроризмом, убийством и прочими насильственными злодеяниями, казнён может быть и тот, кто, к примеру, был обвинён в изготовлении и распространении наркотиков, а также, что важно для этого случая, в хищении имущества и получении взяток.
Всего Чыонг Ми Лан инкриминируют три статьи. Кроме хищения имущества и дачи взяток, её также обвинили в нарушении регламента в предоставлении кредитов. Но поразительный масштаб украденных средств и количество задействованных в афере лиц предопределили суровость приговора. Хотя в деле были смягчающие обстоятельства: первое – Чыонг Ми Лан впервые совершила экономическое преступление, второе – она активно участвовала в благотворительности, в том числе, и во время пандемии.
"Раскалённая печь"
Громкое дело стало частью масштабной антикоррупционной кампании "Раскалённая печь". Вот уже несколько лет её проводит секретарь Компартии Вьетнама Нгуен Фу Чонг.
– В своё время министр общественной безопасности То Лам на съезде Компартии Вьетнама сказал, что одна из важнейших опасностей для режима в стране – это потеря репутации в глазах населения. Коммунистическая партия – сила, которая привела Вьетнам к независимости, победила в двух войнах сопротивления против Франции и против США. На этом долгие годы держится её авторитет, – говорит Максим Сюннерберг. – Но чем дальше от военных дней, тем больше нужно подкреплять авторитет партии экономическими достижениями, не допускать провалов. А провалы видятся властям как раз в коррупционной составляющей.
Во время судебного разбирательства было установлено, что Чыонг Ми Лан и сотрудники SCB дали главному инспектору Госбанка Вьетнама взятку в размере 5,2 млн долларов, чтобы скрыть плачевное финансовое состояние банка и закрыть глаза на нарушения. Эта взятка стала крупнейшей в истории Вьетнама. За это чиновнику дали пожизненный срок.
Плачевные последствия
Преступление Чыонг Ми Лан имеет серьёзные последствия для Вьетнама, которые трудно преодолеть.
– Речь идёт не просто об утрате немыслимой суммы средств. Тут дело ещё и в другом. Своими действиями она нанесла серьёзный репутационный урон по банковской сфере Вьетнама. Теперь люди будут думать: а сколько банков было в этой или подобной мошеннической схеме? Сейчас известно про её Saigon Commercial Bank, но вдруг кто-то ещё был задействован либо в её схеме, либо может оказаться причастен к каким-либо другим? – говорит Максим Сюннерберг.
К тому же, Чыонг Ми Лан владела Van Thinh Phat, крупнейшей девелоперской компанией. Утрата доверия к ней может вылиться в потерю Вьетнамом статуса перспективного рынка недвижимости. А для страны это очень важно, так как Вьетнам успешно привлекает большой объём прямых иностранных инвестиций. В частности, страна пытается позиционировать себя как альтернативу Китаю для тех, кто не хочет или не может вести дела с КНР.
Казнить нельзя помиловать
После вынесения приговора в медиа, особенно англоязычных, то и дело стало появляться предположение, что смертная казнь поможет “надавить” на Чыонг Ми Лан и принудить её к возврату денег. Все миллиарды вернуть не получится – подсудимая сама сказала, что у неё их нет, – но хотя бы часть.
– Сказать точно, домыслы это или реальная мотивация суда, невозможно, – полагает эксперт. – Но в принципе подобные суровые приговоры действительно используются в качестве достаточно действенного механизма возврата средств. Если обратиться к Уголовному кодексу Вьетнама, то конкретно в п. 3 Статьи 40 указаны категории лиц, к которым не может быть применена смертная казнь, несмотря на соответствующий приговор. В частности, упомянуты те, "кто был осуждён на смертную казнь за хищение имущества или получение взятки, однако после вынесения приговора инициировал возврат как минимум трёх четвертей присвоенного имущества и активно сотрудничал с компетентными органами".ㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤㅤ
Дело Чыонг Ми Лан в цифрах
◦ 85 человек предстали перед судом помимо предпринимательницы◦ 2 700 человек были вызваны в суд для дачи показаний◦ около 200 адвокатов участвовали в процессе◦ 10 прокуроров сменились во время процесса◦ 104 коробки понадобилось для хранения материалов обвинения◦ 6 тонн – общий вес коробок с материалами◦ 90% акций SCB принадлежало Чыонг Ми Лан, в то время как по закону можно владеть не более 5%◦ 4 млрд долларов наличными вывезла из банка бизнесвумен в период с 2019 по 2022 годы. Деньги хранились в подвале. Их общий вес был около 2 тонн.
Читайте также: В США строят часы, которые переживут человечество