Китай вдвое увеличивает экспорт для стимулирования замедлившегося экономического роста, предприятия уже производят больше машин, техники и бытовой электроники, чем нужно для внутреннего рынка.
Компании Китая с опорой на госкредиты перенасыщают зарубежные рынки товарами, которые не удалось продать внутри страны. В первый раз это помогло Пекину сдержать инфляцию на низком уровне, часть экспертов полагает, что во второй раз дефляционный эффект будет даже сильнее.
Первый "китайский шок" случился после череды либеральных реформ в 1990-х годах и вхождения Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО) в 2001 году. Это было выгодно и для Штатов: потребительские цены на рынке США снижались, причём максимальную выгоду ощутили американцы с низким или средним уровнем дохода.
Но сейчас США, Евросоюз и Япония не хотят повторения ситуации начала 2000-х годов, когда бум импорта из Китая разорил многие местные производства, сообщают журналисты. Первый "китайский шок" привёл к тому, что США лишились свыше двух миллионов рабочих мест с 1999 по 2011 годы, так как производители мебели, игрушек и одежды не выдержали конкуренции. Страны Запада выделили миллиарды долларов на поддержку стратегических отраслей и ввели, или грозятся ввести, тарифы на импорт из КНР.