Позаимствуем формулировку у Кабаковых и, опираясь на прогнозы экспертов, произнесём: в будущее возьмут не всех. Хотя речь не об искусстве, а о составе банковского сектора, но замечено: эмоции это заявление вызывает неоднозначные.
Например, на первом после пандемии крупном мероприятии – международном форуме "Банки России — XXI век" разразилась бурная дискуссия на эту тему. Владимир Верхошинский, главный управляющий директор Альфа-банка, сказал, что во всём мире наблюдается общий тренд – “укрупнение игроков, олигополизация рынка. Раньше в России были сотни банков, сейчас таких игроков, которые, говоря откровенно, действительно конкурируют, которые представляют из себя что-то такое интересное, — ну, десятки”.
Банкир даже сделал жёсткий прогноз, что “через десять лет [будут] два-три игрока на нашем рынке финансовом. Но в ближайшей перспективе, в ближайшем будущем, я думаю, что конкуренция сузится с двух десятков игроков до пяти-семи игроков”.
На что последовал ответ от первого зампреда ЦБ Сергея Швецова: “Я считаю, что в значительной степени наша стратегия и наши инфраструктурные проекты направлены на то, чтобы место под солнцем было не только у крупных игроков. И чтобы средние и мелкие банки имели возможность найти свою нишу…”
Собственно, дело было в давно ушедшем в прошлое сентябре, а что мы вдруг про это вспомнили…
Международное рейтинговое агентство Moody’s пришло к выводу (отчёт доступен у Frank Media), что под влиянием пандемии банкам по всему миру пришла пора задуматься о снижении затрат путём расширения присутствия. Причём аналитики агентства считают, что мелким банкам, а к таковым отнесли 20% от общего количества, в России грозит не внедрение в структуру крупных игроков, а закрытие.
Сухие цифры безжалостно бьют не в бровь, а в глаз: процесс “схлопывания” банков давно начался и не собирается останавливаться:
Динамика количества кредитных учреждений за последние 20 лет*
01.01.2001 г. | 1311 |
01.01.2002 г. | 1319 |
01.01.2003 г. | 1329 |
01.01.2004 г. | 1329 |
01.01.2005 г. | 1299 |
01.01.2006 г. | 1253 |
01.01.2007 г. | 1189 |
01.01.2008 г. | 1136 |
01.01.2009 г. | 1108 |
01.01.2010 г. | 1058 |
01.01.2011 г. | 1012 |
01.01.2012 г. | 978 |
01.01.2013 г. | 956 |
01.01.2014 г. | 923 |
01.01.2015 г. | 834 |
01.01.2016 г. | 733 |
01.01.2017 г. | 623 |
01.01.2018 г. | 561 |
01.01.2019 г. | 484 |
01.01.2020 г. | 442 |
01.01.2021 г. | 406 |
*ФГ «ФИНАМ»
Алексей Коренев, аналитик ФГ «ФИНАМ», специально для Metro назвал основные причины стабильного уменьшения количества банков:
– Следствие конкуренции со стороны банковских гигантов, таких как Сбербанк, ВТБ, "Газпромбанк", "Альфа-банк" и другие, которые в силу куда более существенных ресурсов гораздо устойчивее к внешним стрессам, способны заметно расширять линейку предлагаемых клиентам инструментов и повышать качество работы без заметного влияния нововведений на издержки работы банковского учреждения.
– Многие мелкие банки просто не сумели пережить тяжёлые времена, связанные с пандемией и экономическим кризисом.
– Центробанк планомерно ведёт "зачистку" финансового сектора страны от компаний, нарушающих банковское законодательство ("антиотмывочный" закон 115-ФЗ, требования по нормативам достаточности и т. д.).
Спасательным кругом может стать искусственный интеллект
Фразы про всё и всех спасающие технологии уже набили оскомину. Но факт остаётся фактом: кто, не жалея сил и средств, совершенствует процессы и продукты сточки зрения IT, тот поступает мудро. “Без этого конкурентная борьба может быть в конечном итоге проиграна более преуспевшим в этом процессе коммерческим субъектам, – подтвердил Metro Дмитрий Бабин, эксперт по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций”. – Тем более что сейчас конкуренция уже идёт даже не за продукт, а за удобство, скорость, мобильность его предоставления и использования”.
Всё меньше остаётся желающих, а в условиях периодически объявляемых нокдаунов не все и могут оказаться в нужный момент в отделении банка и подписать какие-либо бумаги, заполнить реквизиты. Решение не завтрашнего дня, а уже сегодняшнего – в онлайн-сервисах. “Кастомизированные с помощью искусственного интеллекта сервисы помогают сделать потребление осознанным и эффективным, – сообщил в разговоре с Metro Павел Калайдин, директор по технологиям искусственного интеллекта крупного онлайн-банка.
И всё это так или иначе подтверждает мнение экспертов, что не все банки справятся, мелкие не выживут. “На этом фоне крупные банки имеют преимущество, – заметил Дмитрий Бабин, – так как способны привлекать самые качественные кадры в IT-сфере, а также содержать большой штат таких специалистов. Time to market у них будет выше, а значит, крупные банки будут расти ещё быстрее. Впрочем, эта история касается почти всех сфер бизнеса”.