У стены с надписью "Начало экспозиции" на рельсах стоит то ли дрезина, то ли карета с гусеничными колёсами.
– Можно прокатиться? –обращаюсь к водителю.
– Без проблем.
Оказалось, это "дачный трамвай" – копия электровоза компании "Оренштейн и Коппел" 1911 года, которую несколько лет назад собрали петербуржцы – Александр Васильев и Вячеслав Иванов. Последний и был тем самым водителем.
Мы проезжаем 50 метров и попадаем в огромный выставочный зал.
– Спасибо, – поворачиваюсь к Вячеславу. – Здесь я, пожалуй, сойду.
Если в детстве вы мечтали об игрушечной железной дороге, то на моём месте смахнули бы слезу от ностальгии. Выставочное пространство практически полностью занято огромным макетом, на котором горят семафоры, поднимаются шлагбаумы и проезжают поезда. Всё выполнено максимально реалистично, правда, в масштабе один к ста восьмидесяти семи.
– Этот макет был собран из разных частей по системе "Мосмодуль", – объясняет директор по музейно-выставочной деятельности "Гаража особого назначения" Илья Сорокин. – Представьте: кто-то собирает железную дорогу на кухне, кто-то в клубе, кто-то в кружке. И ребята придумали сделать так, чтобы у них эти модули состыковывались очень точно и чётко. Я когда увидел, как это делается, был поражён: приезжают люди из разных городов, многие даже не знакомы, и всё у них собирается за 3–4 часа и работает... На мой взгляд, это грандиозно. Это как символ единения.
Объединила железная дорога 25 энтузиастов из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Перми и Ростова-на-Дону, которые приехали на выставку, чтобы руководить железнодорожными составами.
– У нас все обязанности распределены, – рассказывает преподаватель Лаборатории ж/д моделизма Московской детской железной дороги Олег Сергеев. – Есть машинисты, дежурные по станциям. Вань, возьми трубку и скажи: "14".
Дежурный по станции Ваня Бычков по телефону сообщает пароль. На другом конце зала трубку снимает его коллега, осведомлённый о скором прибытии поезда.
Олег Александрович одобрительно кивает и приглашает меня на мини-экскурсию по железной дороге:
– Здесь, например, стоит действующий горно-обогатительный комбинат, куда можно подавать составы на разгрузку угля, здесь круглосуточно работает тракторный завод...
Он щёлкает по тумблеру спереди макета, и в здании включается свет. Через окна можно увидеть работающих сварщиков.
– Ничего себе! – восторгаюсь я. – Это сколько же вложено труда...
Олег Александрович улыбается:
– Это не работа... А великое объединяющее хобби.
Красота в деталях
Годы на макет
На создание одной лишь копии паровоза у моделиста может уйти до 10 лет, включая время на работу в архивах – с чертежами и документами.
Пыхтит, как самовар
У этого паровоза из трубы валит дым – прямо как у настоящего!
Взгляд с балкона
Если присмотреться, на балконе станции Александрово можно заметить одинокого машиниста.
Сквозь темноту
Через этот ж/д тоннель, проложенный через рукотворный холм, регулярно следуют миниатюрные поезда.