Высотка на Кудринской площади: в чём уникальность дома и почему его надо спасать

В рамках рубрики "Живут же люди", которая посвящена московским зданиям незаурядной судьбы и их обитателям, мы отправляемся в знаменитый сталинский небоскрёб, который называют "домом авиаторов"
Высотка на Кудринской площади: в чём уникальность дома и почему его надо спасать
Александр Курковский
От Садового кольца высотку отделяет сквер с тремя аллеями и фонтаном.
Архитектура

Когда-то на этом месте был красивый храм XVII века — церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине. В 1937-м его снесли. Вскоре после окончания войны были разрушены и стоявшие рядом доходные дома. Территорию укрепили высокими гранитными стенами и приступили к возведению здесь одной из семи московских высоток. 

Амбициозный проект доверили будущему главному архитектору Москвы Михаилу Посохину и Ашоту Мндоянцу, автору "домов-книжек" на Новом Арбате. В своей книге "Архитектура окружающей среды" Посохин отмечал, что источниками вдохновения в работе над высоткой были не только классические постройки, но и архитектура древнерусских сооружений, прежде всего таких, как колокольня Ивана Великого и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Вознесения в Коломенском и башни Московского Кремля.

Высота здания — 159 метров.
Александр Курковский
Высота здания — 159 метров.

"Тогда же возникла идея окружить здание озеленённым пространством, связав его с зеленью зоопарка, который в то время предполагалось переместить на юго-запад, а его территорию превратить в городской парк", — писал Посохин. Проект зелёной зоны остался нереализованным (хотя между домом и Садовым кольцом появился уютный сквер). Да и зоопарк сегодня на прежнем месте.

Удобства и недостатки

Расположение дома изначально было весьма завидным. Практически одновременно со сдачей высотки в двух шагах от неё открылась станция метро "Краснопресненская". 

В здании предусмотрели парикмахерскую, ателье, кафе-мороженое, двухзальный кинотеатр "Пламя", почту (до наших дней "дожила" только она) и "Гастроном № 15″. Тогда это был крупнейший в стране продовольственный магазин. Люди приходили сюда не только за деликатесами. Они любовались изящными интерьерами — колоннами с позолотой, мраморными стенами, цветными витражами. Сейчас это помещение занимает итальянский ресторан.

Главный зал бывшего "Гастронома № 15″. Сегодня здесь ресторан.
Александр Курковский
Главный зал бывшего "Гастронома № 15″. Сегодня здесь ресторан.

В квартирах (в основном здесь двушки) уже тогда были телефоны, посудомоечные машины, мусоропроводы. Рядом с лифтами разместили комнаты для велосипедов и детских колясок. Вестибюли в подъездах украсили бронзовыми люстрами, зеркалами в дубовых рамах — все эти элементы сохранились. 

Но со временем стали очевидны и просчёты архитекторов.

ЦИТАТА
Выдающийся памятник архитектурного искусства сознательно доводится до аварийного состояния. Необходима мощная кампания по его спасению.
— Анастасия Сивицкая, представитель движения "Архнадзор"

— Дом стоит на возвышении, тут очень ветреное пространство, можно мгновенно простудиться, — отмечает Анастасия Кумани из 4-го подъезда. — Тем, у кого слабое здоровье, из-за этого приходилось продавать свои квартиры. А в самом доме, наоборот, жарко. Батареи 50-х годов классно выглядят, но они почему-то не отключаются, работают круглый год. 

Дом давно нуждается в капремонте, уверены в "Архнадзоре". 

— Скульптуры на фасаде в плачевном виде, — говорит представитель движения Анастасия Сивицкая. — В своё время их автор Николай Никогосян сам лазал по дому, замазывал какие-то швы. 5 лет назад он умер, позаботиться о фигурах больше некому. В доме постоянно перестраиваются квартиры, а ведь высотка проектировалась так, чтобы все санузлы, ванные, кухни находились на том месте, где и было задумано. Всё это влечёт огромный ущерб, появляются протечки и т. д. Из-за безалаберного размещения кондиционеров вода с них течёт прямо на фасад и намерзает там. До сих пор не снесён боулинг позади высотки, из-за которого разрушается стилобат. В 2020 году Арбитражный суд Москвы признал его самовольной постройкой и обязал демонтировать в двухнедельный срок. Но этот жуткий объект существует по сей день. Ещё одна проблема — воровство. Кто-то в своё время утащил люстру, кто-то вазон.

Если в высотке на Котельнической набережной квартиры давали в основном творческой интеллигенции — артистам, писателям, художникам, то этот небоскрёб был предназначен для работников авиационной и ракетно-космической отраслей. Неслучайно здание напоминает ракету на старте, зажатую башнями-фермами. Здесь квартировали соратник Сергея Королёва Василий Мишин, прославленные лётчики Михаил Громов, Константин Коккинаки, Сергей Анохин. 

Впрочем, жили тут и знаменитые учёные (например, хирург Александр Бакулев), музыканты (джазмен Олег Лундстрем), спортсмены (шахматист Василий Смыслов), актёры (Евгений Весник и Элина Быстрицкая).

Шесть лет назад на доме открыли мемориальную доску Евгению Веснику, который жил в 4 подъезде.
Александр Курковский
Шесть лет назад на доме открыли мемориальную доску Евгению Веснику, который жил в 4 подъезде.

— Сейчас людей той эпохи в доме совсем не осталось, — рассказывает Анастасия Кумани. — Очень много арендаторов. Есть даже гостиница: предприимчивые люди выкупили несколько квартир в разных подъездах на верхних этажах и устроили там красивые апартаменты. Жители ругаются, но сделать ничего не могут. 

Дом всегда пользовался популярностью у киношников и литераторов. Сюда, в 1-й подъезд, заходят героини Веры Алентовой и Ирины Муравьёвой в фильме "Москва слезам не верит". А знаменитый дядя Стёпа, придуманный Сергеем Михалковым, служит постовым как раз возле "зданья, что на площади Восстанья".

Двери в подъезд сохранили почти первозданный вид.
Александр Курковский
Витражи над лифтами на первом этаже подсвечиваются, но только в праздничные дни.
Александр Курковский
Бронзовая люстра в холле 4 подъезда.
Александр Курковский
Перила, балясины, плитка — на лестничных площадках всё так, как было в 1950-е годы.
Александр Курковский
На этажах здесь очень просторные холлы.
Александр Курковский
Большое зеркало в дубовой раме есть на каждом этаже.
Александр Курковский
Почтовые ящики в доме висят не на первом этаже, а на дверях квартир.
Александр Курковский
Вход в Совет ветеранов в 1 подъезде.
Александр Курковский
"Народное творчество" на подоконниках.
Александр Курковский
Высотка была построена в течение 4 лет — начинали при Сталине, закончили уже при Хрущёве.
Александр Курковский
Двери в подъезд сохранили почти первозданный вид.1/10