Исследования детских игрушек проводят на специальном полигоне в Институте педагогики и психологии образования МГПУ. Большая часть игрушек, которые исследуют в институте, – высокотехнологичные. Все шкафы в кабинете Юлии Серебренниковой, ответственной за это направление, заполнены роботами.
В просторной аудитории мы с фотографом лично исследовали несколько высокотехнологичных игрушек для дошколят и младшеклассников.
3D-ручки
– Они помогают малышам развивать пространственное мышление. Дети рисуют избушки на курьих ножках, птиц или цветы, но не чернилами на плоскости, а пластиком сразу объёмно. При работе с такими ручками развиваются навыки моделирования, и в школе легче даются черчение и геометрия, – пояснила Юлия Серебренникова.
Робот по методике Марии Монтессори
– С этой игрушкой ребёнок играет и одновременно чему-то учится. Робот специально сделан максимально простым, гладким, бесцветным, чтобы дети сами могли его "оживить", например, приделать ушки или надеть на него костюм – в зависимости от того, какие они ему придумают приключения. Мы рисуем красочные поля с разными картинками, по которым он перемещается: пустыня, лес, горы. Сочиняем целые истории про фермера, одеваем его в полицейскую форму и учим ПДД. Мои студенты писали целый курс по возможностям этого робота.
Запускается робот с помощью системного блока и цветных стрелочек, определяющих его направление.
Робот-конструктор Botzees
– Из такого универсального набора, можно собрать много чего: с малышами мы собирали зоопарк, студенты сделали диджейский пульт с динамиками. В его основе – простой язык программирования скретч, созданный для детей и подростков, он используется для обучения малышей. Управлять роботом надо с помощью мобильного приложения – наводишь на него телефон, и он выполняет разные действия: обезьяна прыгает, диджейский пульт крутится и звучит.
Маленький и умный робот Ozobot
– Мы рисуем для него сказочные маршруты, но обязательно чертим чёрную тропинку, по которой он двигается, попадая в разные ситуации. Например, быстро вертится, когда его заколдовывает дракон. А ещё он болтает на своём языке и выражает эмоции, также может бегать за пальцем. Короче говоря, робот со своим настроением и интеллектом внутри, помогает развивать фантазию.
LEGO MINDSTORMS
– Самый популярный робот-конструктор в школах Москвы. Мы много игрушек Lego испытывали и участвовали в их разработке. Он состоит из базового блока, из которого можно собирать разные фигуры, программируется также с помощью приложения на телефоне. Пока аналогов у Lego нет, правда, что-то подобное попытался сделать китайский бренд Xiaomi. До сих пор такие конструкторы – лучший способ развить у ребёнка навыки моделирования и программирования. На них учатся дошкольники. Но такого трансформера собрали дети постарше – 10–11 лет.
Некоторые педагоги так устроены и борются со всем новым, и сейчас они стараются бороться с гаджетами. Я говорю: эту борьбу вы уже проиграли, давайте использовать все их возможности. Я хочу, чтобы педагоги и родители поняли – роботы могут быть очень разнообразны. Они могут быть помощниками ребёнку и даже няней. Александр Савенков, директор Института педагогики и психологии образования МГПУ