Вышел пятый фильм о гардемаринах режиссёра Светланы Дружининой

Metro поговорило с режиссёром о её методах работы с актёрами, компьютерной графике, сравнении с "Мушкетёрами" и отношении к критике и блогерам
Вышел пятый фильм о гардемаринах режиссёра Светланы Дружининой
пресс-служба "Медиа-Телеком" / Алексей Молчановский
Светлана Дружинина на премьере своей картины "Гардемарины 1787. Война"

Как и в первой части “Гардемарины 1787. Мир”, представители западных держав не перестают плести интриги против России, на защиту которой вновь встают легендарные гардемарины и их уже взрослые дети. Героям предстоит проделать длинный путь с Мальты в Крым, где разворачивается война с Турцией, и принять участие в сражении под Кинбурном под началом Александра Суворова. 

Почему вам так важно было снять продолжение “Гардемаринов”? 

– Для меня тема гардемаринов – не просто история о каких-то отдельных персонажах. Это тема, которая может называться “История России во времени”, и она зацепила меня ещё со времён моего дебюта “Исполнения желаний” по роману Вениамина Каверина. И именно там говорится о том, что история не учит, а проучивает. Также это распространяется на историю каждого отдельного государства, потому что государство – живое существо, оно живёт во времени и в пространстве. Это меня всегда очень интересовало. 

Когда в 91-м мы закончили третьих “Гардемаринов”, казалось, на этом закончилась вся эпопея с “Гардемаринами”, потому что вы знаете, что происходило тогда не только с нашим кинематографом, а со всей страной. Всё развалилось, денег нет, и дальше снимать было невозможно. Но мы тогда уже об этом задумались с Юрой Нагибиным и Ниной Соротокиной (соавторы сценария. – Прим. ред.). И Нагибин сказал: “Хватит вам всё время рассказывать про любовь. Если нам все говорят, что мы как Дюма, то давайте-ка читайте не только “Три мушкетёра” Дюма. Читайте “10 лет спустя” и “20 лет спустя”. Вот главные книги Дюма о том, как человеческая личность проходит испытание временем. И если она сильна и верна своим идеалам, то она и остаётся этим идеалам верна до конца. А для этого нужно, чтобы они занимались своим делом. Хватит им скакать на потных сёдлах. Они должны спуститься на палубу и охранять морские рубежи нашего государства”. 

К сожалению, развал Советского Союза не позволил начать тогда работу в этом направлении. И я стала снимать сама со своей студией "Тайны дворцовых переворотов". И только когда закончился этот мой период, я поняла, что нужно. 

Как-то на отдыхе в мои руки, как я говорю, упало счастье: мне попалась книга “Наука побеждать”. И тут же рядом была книга из серии ЖЗЛ про Суворова, где потрясающе описана Кинбурнская битва. Я подумала: “Такого совпадения быть не может”. И это стало моей отправной точкой. 

Как вам работалось спустя столько лет с первыми актёрами-гардемаринами? 

– Так же. Только лучше. Они стали профессиональнее, умнее, мудрее. Мы шайка единомышленников. Я всегда к большому, крупному, серьёзному профессиональному артисту, с которым дружу, с которым у нас взаимопонимание, подставляю новичка. И так, если вы просмотрите все мои работы, было всегда. Коля Ерёменко в первой картине работает ни много ни мало со Смоктуновским, с Лебедевым. Это и ответственность, и настоящее живое партнёрство. У первых наших артистов-гардемаринов тоже были уникальные партнёры. Евстигнеев один чего стоит! А Стржельчик! А Гундарева! И посмотрите, какая мощная защита у всех новичков здесь: у Ники Здорик – Домогаров, у Андрея Лаптева – Харатьян. Посмотрите, какие мощные рядом стоят артисты, причём доброжелательные. Очень часто большие артисты тянут одеяло на себя, здесь же всё правильно, грамотно, на равных, по-честному. 

Вы в своё время дали путёвку в жизнь молодым актёрам. Сейчас снова открываете новые имена. 

– Так уж у меня повелось. Мне очень нравится работать с дебютантами. Мне предлагали преподавать во ВГИКе на актёрском факультете, но я сказала: “У меня есть свой актёрский факультет съёмочной площадки”. Вот и здесь Андрей Лаптев и Ника Здорик великолепно сработали. Федя Гамалея, очень талантливый артист, просто попался мне на фотографии в рекламе костюма "Адидас", а теперь уже у него 6 работ. Даня Зайцев, который играет Бобринского, – очень хороший актёр, очень талантливый, великолепный. У меня 9 дебютантов, и есть даже семидесятилетний, который играет Суворова. Это скульптор Владимир Суровцев. Его я встретила на фестивале исторического кино в Новгороде, где был показан документальный фильм о нём. 

Сейчас, в век высоких технологий, снимать стало проще? 

– Время даёт нам какие-то свои открытия, и, конечно, техническая база намного усовершенствована. Во-первых, сейчас гораздо проще с цифрой, она даёт свои преимущества: в скорости, в её чисто физической легкодоступности, но я очень беспокоюсь, потому что мы же всё равно хотя и сдаём картину на цифре, но переводим на плёнку. И никто не знает, сколько цифра может хранить качество изображения. Во-вторых, очень выросло качество компьютерной графики, и иногда она позволяет сократить общие финансовые расходы. Например, в Крыму практически невозможно найти то огромное количество лошадей, которое было когда-то. Конечно, компьютерная графика – это тоже дорогостоящее удовольствие. Но когда вы считаете количество коней, их содержание, кормежку, конюшни, то, конечно, она выручает. 

Вы наверняка читали отзывы, рецензии на ваши новые картины. Как вы относитесь к критике? 

– Сейчас у нас совершенно другая критика. Профессиональные критики в старые добрые времена, да и совсем недавно, могли обсуждать, решать ваши вопросы и разбирать, как говорится, по косточкам. Вы знали имя, отчество, фамилию каждого из них и могли с ним встретиться, подискутировать, поругаться, а то и набить морду. И такое бывало. А сейчас этот критик называется блогер. Мы очень по этому поводу хохочем: что это за критик? Это блогер, безграмотный человек. Просто он хорошо освоил технологию и валяет непонятно что, при этом ещё получает колоссальные гонорары. И когда я читаю отзывы, я вижу, что среди них есть очень необъективные, безграмотные или заказные. 

Нам стоит ждать продолжения? 

– Немножко надо отдохнуть. Я очень хочу, чтобы наш зритель посмотрел эти фильмы. Их не надо сравнивать. Ах, какие они были молодые, а какие они стали немолодые. Жизнь такая: в молодости, когда вам 18 лет, вам всё нипочём, а потом она привносит свои требования: как этот романтик, которому тогда было всё по плечу, сможет пережить трудности и каким он выйдет в 60 лет? Это очень важно. 

ДОСЬЕ:

СВЕТЛАНА ДРУЖИНИНА 

Возраст: 87 лет 

Родилась: Москва, СССР 

Фильмография: “Исполнение желаний”, “Сватовство гусара”, “Дульсинея Тобосская”, “Гардемарины, вперёд!”, “Виват, гардемарины!”, “Гардемарины 3”, “Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII” 

Пять фактов о звезде: всё, что вы хотели знать о Светлане Дружининой
ДЕТСТВО
Родилась в Марьиной Роще в семье шофёра и воспитательницы. В 12 лет поступила в цирковое училище, а потом решила посвятить себя балету. В 1955 году окончила хореографическое училище Большого театра, где училась вместе с Марисом Лиепой. 
ЮНОСТЬ
Травма руки помешала Светлане стать балериной. Тогда она работала диктором на ТВ, вела КВН, а затем снялась в фильме “За витриной универмага”. Это и привело её на актёрский факультет ВГИКа, который она окончила в 1960 году. 
ПРИЗВАНИЕ
Стать режиссёром Светлана решила в середине 1960-х. И снова поступила во ВГИК, на режисёрский, который окончила в 1969 году. Её полнометражным дебютом стала картина “Исполнение желаний” по одноимённому роману Вениамина Каверина. 
ГАРДЕМАРИНЫ
Главный успех режиссёру принесла киноэпопея о гардемаринах, которую она запустила в 1987 году. Историческую тему она продолжила в цикле “Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII”. 
СЕМЬЯ
С будущим мужем, оператором Анатолием Мукасеем Светлана познакомилась на первом курсе ВГИКа. Вместе они уже 65 лет. У них есть сын Михаил и четверо внуков.