Как сообщает журнал "Профиль", торговые сети действительно обеспокоены угрозой дефицита некоторых категорий крепких напитков и шампанского, которая может возникнуть перед новогодними праздниками. Хотя на данный момент в России отмечается рост производства игристых вин на треть. Крупные ритейлеры ждут, что иностранный алкоголь довольно быстро раскупят, и цены вырастут. Супермаркеты ждут такого развития событий уже в декабре. Так, вначале с полок может пропасть импортный виски, ром и ликёр. На данный момент их запасы уже истощаются, как и бренды коньяка и текилы.
По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), виски уже стал появляться на витринах магазинов на 50% реже, игристые вина региона Шампань – на 95%, пиво европейского производства – на 40%, остальные категории – на 35%. Закупочные цены на спиртное импортного производства выросли на 27–40%, по некоторым позициям даже выше.
Иностранные производители крепкого спиртного начали покидать российский рынок ещё весной. В рамках санкций США наложили запрет на отгрузки всего спиртного в Россию, а страны Евросоюза – на поставки алкоголя дороже 300 евро за единицу. В ноябре к ним планируется присоединиться и Новая Зеландия. Также один из старейших итальянских производителей вин в Тоскане тоже может покинуть российский винный рынок. Однако эти вина никогда не были широкодоступными.
Как адаптируется российский рынок
На фоне перечисленных санкций ещё в сентябре Минпромторг предложил расширить перечень товаров, которые можно ввозить по параллельному импорту, включив туда международные алкогольные бренды. Так, ввоз продукции без разрешения правообладателей и в обход официальных дистрибьюторов разрешен с 6 мая более, чем 50 категориям товаров и 1500 брендов, среди которых и автомобили, и одежда, и запчасти и другая техника.
Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказал, что прогноз по объему параллельного ввоза скорректирован с 16 млрд до 20 млрд долларов до конца года. И такой механизм решено продлить на 2023 год.
Однако Ассоциация международных производителей алкогольной продукции против такой меры в связи с тем, что возможность параллельного импорта обсуждали даже для той продукции, которую привозит в страну сам правообладатель. Также в ассоциации боятся, что в страну попадёт контрафакт.
А вот директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз считается, что если параллельный импорт введут, доставкой займется небольшой круг уполномоченных компаний, что минимизирует риск контрафакта.
Сейчас на недостаток продукции жалуются торговые сети и рестораны. Ранее они продавали крепкие алкогольные напитки в розницу и не занимались доставкой из-за рубежа. Эту функцию выполняли владельцы дорогих премиальных брендов, либо импортеры. И если в оборотах крупного ритейла доля алкоголя занимает примерно 10–12%, то в ресторанах она доходит до 50%.
По словам Вадима Дробиза, параллельный импорт вряд ли введут, но Минпромторг хотел бы дать эту возможность сетям, аргументируя, что логистика станет проще, а наценка для потребителя меньше. С 2015-го сети начали заниматься импортом вина, но ввоз крепкого алкоголя был для них недоступен. Поэтому сейчас рынок крепкого премиального алкоголя переделывается в пользу сетей.
Ассортимент вина на рынке расширят
В прошлом году импортное вино занимало половину рынка, а игристое – треть. С учётом ограничений на ввоз из США, Новой Зеландии и Австралии доля сегмента может сократиться на 25–30%. Дистрибьюторы ищут замену в странах СНГ, а также в Китае и Индии. Также возможна доставка вина из Аргентины, Чили, Уругвая и ЮАР.
На данный момент в доступном ценовом сегменте российские вина занимают доминирующее положение и 75% продаж приходится на отечественную продукцию. Чем выше ценовой сегмент, тем больше конкуренция со стороны импорта. По словам директора департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества Олеси Буняевой, сейчас ассортимент отечественной продукции расширяется в первую очередь в сегменте 500–1000 рублей за бутылку объемом 0,75 литра.
Важно отметить, что российские вина появились и в премиальных форматах розничной торговли, то есть в дорогих супермаркетах. Уже к концу этого года соотношение импорта и внутреннего производства может измениться с 50/50 к 40/60. То есть в 2023 году 2/3 продаваемой в стране винодельческой продукции будет российского производства.
Согласно результатам опросов Роскачества, в июне 2021 года граждане6 выбирающие российские вина, составляли 40%. Сейчас эта цифра выросла до 49%, а число покупателей зарубежных вин снизилось с 60% до 51%. Это связано и с большей осведомленностью о российском продукте, и с повышением его качества, и с расширением предлагаемого ассортимента. А также с туристическим бумом на юге России последних двух лет.
Сегодня развиваются новые винодельческие регионы. Согласно федеральному проекту "Стимулирование развития виноградарства и виноделия", к 2030 году площадь виноградников должна быть увеличена на треть. Для этого выделена ежегодная господдержка около 2,4 млрд руб. Стоимость лицензии на производство снижена более чем в 10 раз. Сейчас также можно продавать вино непосредственно на фестивалях.
Много пива
Сейчас в России стали производить больше алкоголя, и с января объёмы выросли 12%. Всего с января по бутылкам разлили около 140 млн декалитров различных напитков, не учитывая пива, сидра и медовухи, сообщили в Росалкогольрегулировании. Но больше всего выросло количество производимых ликерных вин – на 450%.
Также замечен рост производства и у пивоваров. С января этого года уже сварили 410 млн декалитров напитка, что на 2,7% больше, чем годом ранее. Стоимость продукта выросла на 13% – до 165 руб. за литр.
Доля импортного пива никогда не превышала 6% от всего объема продаж в России, а сейчас – 1,5–2%, говорят в АПП. Локальные бренды смогли заместить спрос, а некоторые из международных марок стали производить на российских предприятиях.
Сейчас большой риск для пивоварения в России – стопроцентная зависимость от ввоза хмеля. В нашей стране его выращивают в малых количествах. И сейчас отечественные пивовары ищут новые возможности для поставок и подчеркивают необходимость собственного хмелеводства.
Так или иначе ситуация на рынке не критическая. Как считает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев, делать запасы тоже не стоит.