"Монета страны Малави", реж. Алексей Федорченко
По собственному признанию режиссёра, изначально его документальный фильм о Василии Шукшине задумывался как злая пародия на изваянные в бронзе панегирики великим, которые, к сожалению, так любят в России. Насмешка над чугунными идолами, в которых превращают классиков, должна была называться "Золотые пальцы Шукшина". Но в ходе съёмок настроение изменилось: пародия стала нежной комедией. Получилась картина о Шукшине, оживающем в реальных людях, жителях его родной деревни Сростки.
В фильме появляются настоящие народные таланты и хранители культуры. Среди них гармонист, берестяных дел мастер и гениальный виноградарь, который ухитряется выращивать на холодном Алтае лозу. Режиссёр называет их "героями ненаписанных рассказов Шукшина". Ближе к финалу этой тёплой, весёлой и грустной картины понимаешь, что есть единственный способ любить Родину – не бронзовый и не чугунный, даже не золотой. Вот кто работает по бересте, тот Родину и любит.
"Рядом", режиссёр Тамара Дондурей
Холодное городское кино про успешную архитекторшу Киру (Екатерина Ермишина, чьё тонкое лицо с прозрачными глазами идеально подходит для воплощения нелюбви), у которой сложные отношения со всем светом и самой собой. Окружающих она в основном пинает и презирает, сильнее всего достаётся бойфренду (Илья Маланин) – человеку без позвоночника, смотреть на которого грустно. После его внезапной смерти Кира, собиравшаяся делать аборт, передумывает и начинает выстраивать себя заново.
Это, в общем, неприятное кино с токсичной героиней запоминается редким для нашего экрана исследованием поколения миллениалов, крошечной отточенной ролью Ингеборги Дапкунайте и блестящей демонстрацией смеси инфантильности с растерянностью. Последнее, как справедливо замечает сама режиссёр, главная примета нашего времени.
"Экспресс", режиссёр Руслан Братов
Под неизобретательным названием скрывается редкая для российского кинематографа комедия абсурда, скрещённая с криминальным жанром. Раздолбай Саша (Лев Зулькарнаев) не хочет работать, но хочет зарабатывать. Его избранный способ поднять бабла – ставки на спорт. Дальше начинается заварушка, традиционная для фильмов, в которых персонажи ищут лёгких денег.
Полнометражный дебют Братова, снятый им в родном Черкесске, по счастью, не получился "национальной" комедией, эксплуатирующей местный колорит, как "Танцы на высоте" Амета Пики. Бездельники и братки "Экспресса" могли бы населять пространство фильмов Гая Ричи или российского хита 90-х "Мама, не горюй". Это лихое и остроумное кино, в котором тяготы жизни не означают тлен и беспросветность, – ещё одна редкость для отечественного экрана, на котором любят упиваться страданиями. К тому же это первый российский фильм, посвящённый такому опасному, но популярному делу, как букмекерские ставки.
"Живитедолго", режиссёр Юсуп Разыков
Титры гласят: "Фантасмагория Юсупа Разыкова". Жанр фантасмагории таков, что описание сюжета, по большому счёту, ни о чём вам не скажет: следовательница (Ольга Цирсен) приезжает в безымянный городок расследовать всплеск необъяснимых самоубийств. И чёрта лысого вы по этому содержанию поймёте, что увидите ангелов, живущих в белом доме, поэта с петлёй на шее или элегантного пожилого господина, от которого веет потусторонней силой. А меньше всего по содержанию понятно, что перед нами чёрная философская комедия, снятая режиссёром по мотивам пандемии, когда всем казалось, что миру вот-вот настанет конец.
В фильме снялись два актёра-талисмана Разыкова: Валерий Маслов с самым узнаваемым затылком в мировом кинематографе и 88-летняя Елена Сусанина. У обоих было в фильмах режиссёра по гениальной роли: у Сусаниной в "Керосине", где она играла Родину-мать, у Маслова – в "Турецком седле", где он играл государство-отца. В новой картине роли маленькие, но тоже исключительные. Маслов находит любовь, Сусанина – смерть. Снято и сыграно так, что кажется: и то и другое – ничуть не страшно.
"Пятьдесят оттенков толерантности", режиссёр Иван Твердовский
Ещё один документальный фильм в нашей подборке посвящён острейшей теме, которая актуальна для России не меньше, чем для Запада. Мысли Твердовского, озвученные ироничным закадровым голосом Сергея Пускепалиса, не поразят воображения. Зато это первый культурологический разбор феномена толерантности, сделанный на российском экране. Как ни удивительно, но это скорее тоже комедия, где вполне серьёзные документальные кадры и выступления экспертов перемежаются сценами из советских фильмов, дополнены остроумными цитатами из писателя Честертона и щедрой демонстрацией… поведения обезьян в зоопарке.
Зрелище настолько нескучное и познавательное, что его можно было бы показывать в школах. Дети узнали бы, что такое эта самая толерантность, откуда взялся термин, каких успехов в истории добились феминистки и борцы за права меньшинств и зачем, собственно, толерантность нам нужна. Об этом рассуждают православный священник, раввин и муфтий, гражданские активисты, психологи, социологи и учёные. Кстати, по ходу выясняется, что модный режиссёр Твердовский довольно консервативен: в фильме есть нападки на чайлдфри, движение Black Lives Matter и новую концепцию гендеров, согласно которой их намного больше, чем привычных два. Видимо, через собственный опыт Твердовскому удалось передать непонимание и даже опасения обычного человека, живущего в век бинарности и мультикультурализма.