Юноша Алекс (Матье Бергер) фанатеет по фэнтези-саге об Артуре и минипутах, которую снял Люк Бессон (это симпатичный семейный фильм, породивший два сиквела). В свой день рождения вместе с компанией друзей Алекс приезжает в дом, в котором снимали фильм.
По дороге подросткам попадается подозрительный дядя с густой бородой, похожий сразу на всех реднеков-маньяков из американских слэшеров (реднеки – прозвище жителей американской глубинки, в переводе на русский – "красношеие", из-за характерного загара работяг). Он предупреждает их не соваться на территорию дома. Как все подростки из американских слэшеров, Алекс с друзьями не прислушивается, о чём примерно через полчаса экранного времени начинает сильно жалеть.
Люк Бессон, конечно, один из самых странных людей во всей истории кино. Он снял как минимум два шедевра – "Подземку" про холодное городское одиночество с великой Изабель Аджани и "Леона", после которого наёмный убийца на экране навсегда стал сложным, загадочным и симпатичным персонажем. Его другой иконический персонаж – Никита из одноимённого фильма – была сильной женщиной до наступления эпохи сильных женщин. Без "Пятого элемента" обеднела бы вся культура 90-х. Без "Такси" не было бы единственной европейской экшен-франшизы, не уступающей голливудской. Без всего остального… мы бы смогли прожить.
Бессон дико и безбашенно мечется по жанрам, превратившись в символ трешевого кинематографа, но в то же время без него было бы, пожалуй, скучно. Действительно, кто ещё решится в эпоху визионерского, интеллектуального, эстетского постхоррора, когда ужасы символизируют душевные переживания героев, снять подростковый слэшер с самыми тупыми подростками, когда-либо появлявшимися в фильме ужасов? По сравнению с ними молодёжь из пародийной "Хижины в лесу" – просто гении. Они, по крайней мере, смотрели фильмы ужасов и знают, чего бояться.
Но подростки из "Проклятия" не смотрели фильмы ужасов. Они смотрели "Артура и минипутов". Те самые первые полчаса, за вычетом зловещего мужика, мы смотрим залитое солнцем детское кино про нежный возраст, не знающий проблем. Это не какая-нибудь “Эйфория” с наркотиками и съёмками школьниц в веб-порно. Наивные подростки с широко открытыми глазами застенчиво целуются и поют песни у костра, как в советском фильме про пионерский лагерь. Можете себе представить впечатление, когда из всей этой ясноглазой юности начнёт хлестать кровища. Спойлер: это очень смешно. Не сочтите за цинизм: так и было задумано. Скорее всего.
Пародийная интонация фильма (осознанная или появившаяся от безбашенности Бессона) осознаётся ближе к финалу, когда градус абсурда доходит до предела и дикая экранная кутерьма снимается в рапиде (замедленная съёмка). На моменте объяснения, кто был маньяком, зал рухнет от хохота, мы вам обещаем.
Специально или случайно Бессон снял язвительную пародию на современные арт-хорроры с их интеллектуальностью, феминизмом и нарушением старых канонов. Особенно досталось "Солнцестоянию" Ари Астера – режиссёра, возглавляющего само направление постхоррора. Добавить бы Бессону постиронии (будь фильм чуть серьёзнее и абсурднее одновременно), наверное, вообще бы был жанровый шедевр.
Смотрите фильм в прокате с 30 июня.