На платформе Netflix вышел второй сезон сериала “Ведьмак” по фэнтези-романам Анджея Сапковского. Первый сезон сериала стал одним из самых успешных для стримингового гиганта, но получил вал критики, особенно от поклонников книжного цикла. Перед запуском второго сезона шоураннер сериала Лорен Шмидт Хиссрик пообещала, что создатели прислушаются к мнению фанатов. Мнения о втором сезоне, как водится, разделились, но положительных отзывов больше. Шоураннер амбициозно надеется, что “Ведьмак” превзойдёт по популярности “Игру престолов”. Metro объясняет, почему это вряд ли произойдёт.
Во второй части сражающийся с чудовищами ведьмак Геральт из Ривии (Генри Кавилл, почти сросшийся к новому сезону с платиновым париком и брутальной кожаной экипировкой своего персонажа) берёт под покровительство юную княжну Цириллу (Фрейя Аллан), которая, согласно пророчеству, может то ли спасти, то ли сжечь мир. Её королевство Цинтра пало под напором империи Нильфгаард, и Геральт везёт девочку в замок Каэр Морхен, чтобы выучить её на ведьмачку. Новая роль опекуна, а фактически – отцовской фигуры для Цири – отвлекает Геральта от страданий. Он считает, что его возлюбленная, чародейка Йеннифэр из Венгерберга (Аня Чалотра) погибла. На самом деле она попала в плен к эльфам – древней расе, давно отодвинутой в сторону людьми, к которым у эльфов накопилось много претензий.
Количество претензий фанатов к первой части сериала было не меньшим, чем у эльфов – к людям во вселенной Сапковского. Создатели в духе времени начали оправдываться перед аудиторией. Лорен Шмидт Хиссрик заявила, что первый сезон был лишь наброском, представляющим персонажей и сам мир “Ведьмака”. В одной из серий второго сезона это даже иронично обыграли. Слушатели укоряют барда Лютика (Джои Бэти), что он всё переврал в своих песнях. Но проблемы первого сезона не сводились к значительному отходу от романов Сапковского. Временные линии, выдернутые из разных книг цикла, были так перепутаны, что трудно было понять, когда происходит одно или другое событие.
Во втором сезоне повествование выровнялось. Линия Йеннифэр показана параллельно основной, в которой Геральт начинает тренировать Цири. Суровый ведьмак, примеривший роль отца девочки-подростка со всеми сопутствующими этому сложностями, вызывает больше симпатии. Сериал стал эмоциональнее, более трогательным, а сражения с чудовищами прибавили в зрелищности. Авторы применили проверенный многими другими успешными проектами, от “Сверхъестественного” до “Доктора Кто”, рецепт: в каждой серии появляется свой “монстр недели”, которого герои с честью побеждают. Всё просто и понятно.
Первую серию второго сезона вполне можно считать рождественской. Геральт и Цири выезжают из тихого заснеженного леса в такую же заснеженную деревушку и проводят ночь в старинном замке. Живущий в нём старый друг Геральта, которого сыграл Кристофер Хивью (одичалый Тормунд из “Игры престолов”), подвергся проклятью, превратившему его в довольно симпатичное чудище. Цири принимает пенную ванну, наряжается в красивое белое платье и роскошные меха, друзья ужинают и слушают истории о любви. Правда, будь всё так идиллически, это не был бы “Ведьмак”. Любовь оказывается трагической, рифмуется с кровью, а Геральту снова приходится убивать. Но эпизод сохраняет сказочную интонацию, напоминающую “Красавицу и чудовище”.
Первая серия, пожалуй, так и остаётся самой удачной в сезоне. Даже с положительными изменениями шансы “Ведьмака” стать популярнее “Игры престолов” невелики. Сложная мифология Сапковского с упоминанием множества событий, имён и названий не позволяет хорошо ориентироваться в мире сериала, если только ты не поклонник польского мэтра. Сам сериальный мир не кажется цельным. Хотя на экране – условное Средневековье, речь персонажей абсолютно современна, упоминается даже “эволюция”, как будто среди драконов и эльфов успел появиться Чарльз Дарвин. Стороны, борющиеся за политическую власть, остаются нам одинаково безразличными. А в основе всех событий лежит архаическая история Избранной, обладающей необыкновенными способностями. В 2021 году это безнадёжно устарело, и нет таких волшебных заклинаний и страшных монстров, которые бы это изменили.
Часть аудитории первого сезона громко возмущалась дайверсити-кастом (актёрским составом разных рас, гендеров и физических особенностей. – Прим. ред.). Во втором сезоне возмущений может только прибавиться. Если раньше темнокожий эльф был только один, в продолжении их стало намного больше. Среди монстров появляются родные славянские леший и Баба-яга, но это скорее выглядит вежливым кивком поляку Сапковскому. “Ведьмак” – типичный продукт современной мейнстримной культуры, с типичными достоинствами и недостатками. Главная проблема сериала в том, что в нём нет ничего особенного: ни своего колорита, ни сложной морали (несмотря на многочисленные разговоры о том, что такое монстр), ни выхода на вертикаль. Цири спасёт мир. Ну или сожжёт. По большому счёту – никакой разницы.