Между 31 декабря и 1 января всего одна ночь и целый год. За этот странный срок многое успевает потерять актуальность. Например, искусственная ёлка... Кто-то замурует её до следующего года в шкаф. Но замечены хитрецы, которые аккуратно складывают уже ненужное пластиковое дерево, восстанавливают его товарный вид, вооружаются чеком и спешат в магазин. Зачем? Сдавать, возвращать деньги... Слышен удивлённый вопрос: а разве так можно было?
Чтобы оценить все острые углы ситуации, начнём с буквы закона. Открываем Закон РФ "О защите прав потребителей". А там статья 25 – "Право потребителя на обмен товара надлежащего качества", согласно которой потребитель вправе обменять товар надлежащего качества на аналогичный (или же, в случае отсутствия такового, потребовать уплаченную сумму обратно). Metro уточнило этот тонкий момент у юриста.
– Ёлка – это сезонный товар, соответственно, её можно вернуть в рамках закона по защите прав потребителей, – разъяснила Metro юрист Яна Бондаренко, – но только до 31 декабря. Причина: товар не подошёл по фасону, по цвету или другим параметрам. Но если товар надлежащего качества, то 1 января вернуть его уже невозможно.
А вдруг ель оказалась не так хороша, как казалось под бой курантов? Да и вообще, можно ведь составить длинный список причин, почему с предновогодней покупкой пора расстаться. Есть ли шанс в таком случае?
– Если товар ненадлежащего качества, то его можно вернуть в любой момент, – подтверждает юрист Яна Бондаренко. – Например, гирлянды-лампочки не горят или искусственная хвоя осыпается, деревце разваливается в принципе. Потребитель вправе претендовать на возврат денег или ремонт товара. Потребуется прийти в магазин и написать заявление. Опять же важно, по каким причинам возникли данные недостатки у товара. Магазин обязан жалобу рассмотреть и вправе назначить экспертизу.
Экспертиза – услуга платная. Ёлку изучат, исследуют по факту указанных в претензии недостатков. Если мнение эксперта совпадёт с видением потребителя, то деревце заменят или вернут деньги. А если нет?
– Если экспертиза подтвердит доводы магазина, – обращает внимание Яна Бондаренко, – то расходы за её проведение возложат на потребителя.
Так и появятся у горе-хитреца не возвращённые деньги, а новый чек на оплату работы экспертов. Кстати, любителям фиксировать каждый шаг в социальных сетях, отправляясь в магазин "качать права", полезно задуматься: а вдруг продавец увидит праздничные фотографии с той самой ёлочкой, которая вроде как не подошла, осыпается и вообще не в порядке...
– Магазин вправе отказать покупателю в рассмотрении претензии, – сообщила Яна Бондаренко, – если ёлка качественная и использовалась 31 декабря потребителем.