Для автора книг Джоан Роулинг праздники в истории играют двойную роль. С одной стороны, они указывают на течение времени. В первой части Хагрид забирает Гарри в начале учебного года, а в середине фильма зритель уже видит как наступило Рождество. С другой стороны, праздники – способ привязать волшебный мир Хогвартса к реальности. Metro вместе с дизайнером интерьеров Надеждой Кузиной разобрало праздничный декор волшебных мест из мира Гарри Поттера.
Любой удачный сценарий в жанре фэнтези чередует "новое" и привычное зрителю. Если необычного будет слишком много, получится артхаус, зритель запутается, ему будет слишком непривычно. Поэтому и в "Гарри Поттере" много моментов, которые говорят о том, что Хогвартс – английская школа. Форма учеников, групповые спортивные игры, деление на факультеты, деканы и старосты – это привычная организация обучения. Учебный год делится на семестры также, как в обычных школах Великобритании.
– Когда мы смотрим на интерьеры гостиной и спальни учеников факультета Гриффиндор, мы видим немного тяжеловесный исторический стиль с использованием цветов факультета (красный и золотой). Интерьеры тёмные и немного мрачные, они логично вытекают из готической архитектуры Хогвартса. Рождественский декор не поражает воображение, он тоже относится к разряду привычного. Гостиная выглядит в целом как всегда, в неё поставили небольшую ёлку, а на информационный стенд налепили открыток – вот и весь декор. Ёлка показана скупо, героев она не удивляет, магической составляющей в ней нет. Украшена она золотыми фонариками и мётлами.
– В главном зале мы видим тот же принцип – в качестве основного декора поставили сразу много ёлок, над камином висит рождественский венок, но ничего удивительного с ёлками не происходит, не считая того, что профессор Флитвик магией навешивает золотые украшения. Игрушки даже прозаичнее, чем то, что было в гостиной у Гарри. Месяц, кометы, звёзды, свечи – красиво, но ничто не привлекает внимание. Ёлки – просто фон, он остаётся на заднем плане, как и сам праздник – всего лишь фоновое событие для героев, озабоченных поиском философского камня.
Но Большой зал не всегда выглядит однотипно из фильма в фильм. В "Кубке Огня" на Рождество там устраивают Святочный бал.
– Этот зал часто оформлен так, будто его посетители находятся на улице. Вспомним, что когда Гарри попадает туда в самый первый раз, потолок прикрывает иллюзия неба. А в этот раз зал больше похож на заснеженный зимний лес. Тут обыгрывается характерная для готики черта – лёгкие стены с множеством проёмов. Кажется, будто между боковыми арками есть выход наружу, хотя это не так. Огромные сосульки делают помещение похожим на пещеру. Не видно прямых источников света и создаётся впечатление, будто светится сам лёд. У центрального окна стоят сразу три ёлки. Числа три и семь – магические в книгах Роулинг. Можно вспомнить трио главных героев, три испытания в турнире, а в другой части Гарри ранит Василиска третьим ударом. Стоит ли удивляться, что одной ёлки для такого события показалось бы маловато.
В пятой часть "Гарри Поттер и Орден Феникса" Рождество компания друзей проводит уже не в замке, а в фамильном доме крёстного Гарри – Сириуса Блэка.
– Это праздник семьи Уизли и в книгах Роулинг они представлены как идеальная семья. Им не так важно, где праздновать, главное быть вместе. Поэтому Уизли отмечают Рождество там, где находится отец семейства – Артур. Сам дом Блэков выглядит негостеприимно. На кухне тесно, мы видим стены в холодных тонах, на столе нет скатерти и еда довольно скудная, даже ёлка не украшена. Но Уизли это не волнует, когда все в сборе.
Встреча Рождества в "Принце-Полукровке" также проходит не в стенах школы волшебства, а уже в собственному доме самих Уизли – Норе.
– В доме немного тесно – мебели много, расстояния между предметами небольшие. Общий вид несколько небрежный – много мелких предметов декора и подарков собраны в кучи на подоконниках. Все свободные поверхности чем-то заняты. На полу стоят пакеты с подарками, всё пространство стен заполнено картинами. Ёлку запихнули между двумя диванами, которые стоят один за другим – планировка немного странная для гостиной. Уизли душевные, но не слишком организованные люди, и их дом похож на них. В кухне-гостиной много разношёрстных орнаментов: ковёр, обивка диванов, подушки, пуфы и скатерть – у всего свой принт и они не слишком сочетаются. Интерьер выглядит неформальным, как будто каждый член семьи иногда покупает то, что нравится, не слишком заботясь о том, куда это поставить и как всё будет смотреться вместе. В целом интерьеры выполнены в тёплых тонах: оранжевый, багряный, терракота беж и травянисто-зелёный. В сочетании с приглушённым освещением палитра создаёт уютную атмосферу.