Всё о сериале "Иные" про сверхлюдей: сюжет, костюмы, интервью с создателями

25 января на "Кинопоиске" стартовал сериал "Иные" про людей со сверхспособностями в Ленинграде 30-х годов. Эта история о силе любви и разрушения выходит вслед за одноимённым романом Александры Яковлевой
Всё о сериале "Иные" про сверхлюдей: сюжет, костюмы, интервью с создателями
"Кинопоиск"
В сериале "Иные" костюмы главных героев были вдохновлены образами из комиксов о супергероях 30–40-х годов.

Действие в сериале происходит в 30–40-х годах XX века – в период, оставивший много загадок и теорий, над которыми интересно поразмышлять в жанре фэнтези.

Главная героиня Анна (Ирина Мартыненко), на первый взгляд, самая простая девушка, которая живёт с братом в Ленинграде и работает на швейной фабрике. Но никто, кроме них двоих, не знает о её особом даре – огромной скрытой внутри неё силе, которую, правда, она не умеет контролировать.

– Анна – нетипичный персонаж. Перед нами самое начало её истории, она только учится жить со своим даром, – рассказывает сценарист сериала Елена Войтович.

Однажды, спасая брата при помощи этой своей способности, Анна предотвращает аварию, отбросив грузовик и трамвай в разные стороны.

К расследованию этого необычного происшествия в центре города приступает принципиальный следователь Иван Лихолетов (Илья Маланин).

– Он не менее важный и интересный персонаж, чем Анна, – рассказывает Войтович. – Первая встреча с Ильёй меня очень растрогала – я много времени провела с этим героем во время написания сценария. И вот наконец я с ним познакомилась вживую, эта встреча меня очень порадовала.

Лихолетов уже сталкивался в прошлом с подобными странными случаями, но никто из коллег ему не верит, в том числе его тесть Петров (Николай Фоменко), офицер спецслужб. Он уверен, что это дело Ивану "не по профилю", и Лихолетова от расследования отстраняют, а дело передают спецслужбам. Те же, видя, какой огромный потенциал скрыт в этой девушке, отправляют Анну в научный институт к профессору Ильинскому (Алексей Серебряков) для изучения её феноменальных способностей.

– Институт Ильинского – это образ всех НИИ в СССР периода 30-х годов прошлого века. Они завораживают своим величием и монументальностью. Учёные того времени страстно верили в прогресс, оправдывая жестокость высокой миссией, многие из них поступали бесчеловечно, особенно с точки зрения сегодняшнего дня, – рассказывает режиссёр Владимир Ракша. – Институт снимался в течение полугода в пяти разных локациях, часть из которых была специально перестроена для наших задач.

В стенах института располагаются и кабинет профессора, и лаборатории, и огромная библиотека, и палата для Анны, больше похожая на тюремную камеру. Но самое страшное место – помещение с креслом, напоминающим электрический стул, где изучают мозг Анны, подвергая её настоящим пыткам.

Тем временем в Германии некто Максимилиан Нойманн (Вольфганг Черни) занимается воспитанием одарённых детей в собственной школе, расположенной в замке. А помогает ему фройляйн Катарина Крюгер (Линда Лапиньш), которая ищет необычных детей по всему миру.

– Замок Нойманна, как и институт Ильинского, также образ собирательный, настоящее техническое чудо, – рассказывает Ракша. – Мы очень долго искали подходящий замок по всему миру, но так и не смогли найти ни один, полностью отвечающий нашим задачам. Поэтому создали его сами. Всё это объединено в один архитектурный ансамбль средствами монтажа и компьютерной графики.

Случай в Ленинграде не проходит мимо внимания Нойманна и его агентов. Он лично едет в СССР к Ильинскому, которого при помощи гипноза заставляет дать ему возможность пообщаться с Анной...

Три месяца подготовки ради 14-секундной аварии

Как снимали эффектную аварию.
"Кинопоиск"
Как снимали эффектную аварию.

Одну из самых зрелищных сцен – несостоявшееся столкновение грузовика и трамвая – зрители увидят уже в первой серии. Режиссёр Владимир Ракша рассказывает, что для съёмок этой сцены пришлось заранее перекрыть два центральных района Петербурга, а с прилегающих улиц убрать все современные объекты. На их местах расположились музейные аналоги. Крыши домов тоже зачистили.

– На первом этапе подготовки мы применяли множество компьютерных симуляций и уже на их основе создали полноразмерную систему из строительных кранов, ветродуев, специальной гоночной рикши и множества высокоскоростных лебёдок. В момент аварии все элементы конструкции срабатывают синхронно, а в кадре в этот момент задействовано около тридцати профессиональных каскадёров разных возрастов, включая пенсионеров, женщин и детей. Они летят по заранее отрепетированным траекториям, – объясняет режиссёр.

По его словам, особого внимания заслуживает и сам трамвай с уникальной реверсивной кабиной. Это настоящий столетний рельсовый вагон, восстановленный и перенесённый на колёсную базу от большегрузного грузовика. В момент трюка им управлял водитель-каскадёр, спрятанный в задней части корпуса, а игровая кабина машиниста – это мягкий муляж с бутафорскими рычагами управления. Сцена была снята с шестого дубля. Из-за высокого риска и сложности задачи четырнадцать секунд аварии снимались в общей сложности два дня, а её подготовкой занимались более двухсот человек в течение трёх месяцев.

Вольфганг Черни: "Я сознательно стараюсь не осуждать своего героя"

Вольфганг Черни исполнил в сериале "Иные" главную роль.
"Кинопоиск"
Вольфганг Черни исполнил в сериале "Иные" главную роль.

Австрийский актёр театра и кино, известный работами в российских военных фильмах "Собибор" и "Красный призрак", рассказал о своей новой роли – таинственного Максимилиана Нойманна.

Чем вас привлекли история и ваш герой?

– Режиссёр Владимир Ракша – мой хороший друг и творческий гений. Я давно хотел поработать с ним и погрузиться в один из его миров. Тот факт, что это фэнтези, делает ситуацию ещё более привлекательной.

Как и когда вы оказались в проекте? Как прошли прослушивания? На какую сцену вы пробовались?

– У нас было несколько разговоров о роли и истории. Потом мы несколько раз экспериментировали и импровизировали. Мне нравится так работать. Владимир мне поверил и дал много свободы.

Нойманн – герой неоднозначный. Как вы относитесь к своему герою?

– Когда я подхожу к роли, я сознательно стараюсь не осуждать своего героя. Нойманн – очень сильный персонаж, который с самого начала понял, что только его сила и воля помогут ему двигаться дальше. И теперь он использует эту силу, чтобы предложить детям, которые так же одарены, как и он, лучшую жизнь.

По сюжету ваш персонаж говорит на нескольких языках. Сложно было между ними переключаться?

– Нет. Я делаю то же самое в повседневной жизни.

Как вы передали силу Нойманна в игре? Вы как-то это себе представляли?

– Для меня сила Нойманна – в его спокойствии и уверенности в себе. У него нет никакого стресса, но, когда он случается, он идёт на продуманный риск. Его особый талант делает его хозяином любой ситуации. Конечно, это помогает.

Как бы вы описали опыт работы над проектом в России? Чем он отличается от зарубежного?

– Если режиссёр знает, чего он хочет, то неважно, где ты снимаешься. Мне редко доводилось работать с режиссёром, который имел бы настолько чёткое представление о том, что он хочет рассказать, как Владимир.

Главные герои со сверхспособностями

Максимилиан Нойманн (Вольфганг Черни)

Максимилиан Нойманн в исполнении актёра Вольфганга Черни.
"Кинопоиск"
Максимилиан Нойманн в исполнении актёра Вольфганга Черни.

Могущественный и загадочный иностранец. Хорошо образован, владеет многими языками, а также наделён опасным даром: он может заставить кого угодно сделать что угодно. В раннем детстве пережил тяжёлую травму, но благодаря сильному характеру и железной самодисциплине сумел выстоять и не сломаться.

Анна Смолина (Ирина Мартыненко)

Анна Смолина (Ирина Мартыненко).
"Кинопоиск"
Анна Смолина (Ирина Мартыненко).

Хрупкая молодая девушка, скромная работница советской швейной фабрики. Очень привязана к брату и ради него готова на всё. Обладает особым даром – телекинетической энергией, но не осознаёт, какая огромная сила в ней заключена. Она не умеет контролировать свою силу, и ей только предстоит принять себя и свой дар.

Три вопроса режссёру Владимиру Ракшу

Режссёр Владимир Ракша.
Предосталено "Кинопоиском"
Режссёр Владимир Ракша.

Что вы изучали перед съёмками (художественную литературу, фильмы, исторические книги)?

– Мы изучили огромное количество архивов СССР и ФРГ. Учитывая обилие существующих исторических фильмов, нам важно было, сохраняя достоверность, в то же время избегать постановочных клише. "Иные" – это в первую очередь рассказ о людях, живущих свои жизни перед великой бурей.

Почему людям так интересны супергерои, да ещё и из прошлого?

– Большинство из нас склоняются к мысли о сверхъестественном, волшебном и мистическом. Это очень развлекает людей, даёт им отдушину в строгой повседневности. Ведь молодые взрослые – это ещё недавние дети, которые смело фантазировали. Внутри каждого живёт ребёнок, который всё ещё наивно и искренне верит в сказку. Мир "Иных" – это срез воображения людей прошлого, пропущенный через технологии, изобретённые в век, о котором они и фантазировали. Тем интереснее сравнивать и тем страшнее находить параллели.

Кому принадлежит идея позвать в сериал Алексея Серебрякова и Николая Фоменко?

– Первым персонажем, которого я утвердил, был Петров. Николай Фоменко привнёс в него множество черт, которые он блестяще почерпнул из рассказов и воспоминаний своих родственников – настоящих очевидцев того времени. С работами Алексея Серебрякова я был знаком уже давно, и было крайне интересно создать вместе с ним образ доживающего свой век великого учёного 30-х. Ильинский – это герой со множеством загадок в шкафу, заложник своей гениальности, принёсший в жертву науке больше, чем свою жизнь.

"Иных" одели в костюмы героев комиксов

Маска Нойманна. Самый необычный аксессуар. Мастера из Санкт-Петербурга долго искали правильную форму, элементы, нужный оттенок бронзы, и в итоге родилась маска с удивительными свойствами в стиле стимпанк.
"Кинопосик"
Маска Нойманна. Самый необычный аксессуар. Мастера из Санкт-Петербурга долго искали правильную форму, элементы, нужный оттенок бронзы, и в итоге родилась маска с удивительными свойствами в стиле стимпанк.

За создание нарядов героев на проекте отвечала художник по костюмам Варвара Авдюшко:

– Костюмы Нойманна и Катарины были вдохновлены костюмами героев комиксов о супергероях 30–40-х годов, потому что действие происходит в это время. А поскольку у нас история про людей со сверхспособностями, я взяла за основу эту стилистику, переработала её, добавила современного звучания, и так родились эти персонажи, – говорит художник.

Перстень Нойманна. На мизинце Нойманн носит перстень с бирюзой. И этот камень – некий символ его мистической связи с Анной, у которой на шее – маленькие бусы из бирюзы.
"Кинопоиск"
Перстень Нойманна. На мизинце Нойманн носит перстень с бирюзой. И этот камень – некий символ его мистической связи с Анной, у которой на шее – маленькие бусы из бирюзы.

Уже в первой серии бросается в глаза цветовое решение костюмов героев. Например, у Нойманна и его союзников цветовая гамма красная: у него бордовое пальто, в наряде Катарины – красные аксессуары, у воспитанников – бордовая форма.

– Когда выбрали замок Нойманна, определились с интерьерами школы, стало понятно, что именно этот малиново-лиловый цвет – самый правильный, – отметила художник. – Этот оттенок глубокий, красивый, при разном освещении он выглядит иногда чёрным, иногда коричневым, иногда становится ярче. Поэтому я предложила режиссёру именно этот цвет.

Все платья Анны и костюмы Нойманна создавали в нескольких экземплярах, потому что в сериале очень много экшена. Костюмы были нужны и для каскадёров, которые дублировали главных героев.

Мундштук Катарины. Это реально антикварная вещь 30–40-х годов, и такие мундштуки можно увидеть у актрис в фильмах того времени, например у Марлен Дитрих. Серебряный мундштук я нашла в винтажном магазине в Европе.
"Кинопоиск"
Мундштук Катарины. Это реально антикварная вещь 30–40-х годов, и такие мундштуки можно увидеть у актрис в фильмах того времени, например у Марлен Дитрих. Серебряный мундштук я нашла в винтажном магазине в Европе.

– Мы не могли брать фактически ни одного костюма для главных персонажей в аренду или что-то закупать, поэтому было организовано достаточно большое объёмное производство.