Гвалт, задорный смех, клубы дыма и шум двигателей на транзисторах: кажется, Московский дом книги на Новом Арбате давно не видел и не слышал столько детей в возрасте от 7 до 14 лет в разгар учебного дня. Причина суеты – презентация книги "Физика всего на свете без формул". Авторы Дмитрий Ливанов – ректор МФТИ, доктор физико-математических наук, который уже написал научно-популярную книгу и учебник для вузов; Сергей Салихов – первый проректор МИСиС, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физического материаловедения МИСиС.
– А ну, быстро рассаживайтесь, кому сказала! – призывает к порядку своих пятиклашек бойкая учительница. Но школьники, похоже, насиделись за партами: они столпились у стола с лампами, проводами и катушками.
– Будем стрелять с этой диффузионной трубы, – объявляет экспериментатор кафедры общей физики МФТИ. – Она управляется с телефона, и наша задача – поймать снаряд в виде пробки.
Раз, два, три, хлопок. Пробка вылетает из зелёного устройства, примотанного скотчем к лего-машинке, и приземляется на стол. Восторженные аплодисменты. Полёт удался.
Кстати, вы знаете, что такое диффузионная труба? Я нет. А вот 11-летние школьники даже не спрашивали. Видимо, этот термин они используют в повседневной жизни.
После того как пробки были отстреляны, столы с агрегатами отодвинуты, авторам, наконец, дали слово.
– Эта книга написана, в первую очередь, для школьников младшего и среднего возраста, которые смогут и получить ответы на свои детские вопросы, и сделать первый шаг к пониманию школьной физики, – начал разговор Дмитрий Ливанов. – Конечно, она ещё и для родителей, бабушек и дедушек, для тех, кому адресованы бесконечные детские "почему". Почему Земля круглая, упадёт ли Луна на Землю, в чём красота нашего мира – на эти и многие другие вопросы, надеемся, книга даст ответы.
– Были попытки "засунуть" пару формул, – улыбается Сергей Салихов, – но всё же мы решили придерживаться нашей цели: рассказать о физических явлениях без формул, не теряя физической строгости изложения. Кстати, мы писали эту книгу полгода, делили главы пополам.
Ребята в кадетской форме, учащиеся в фирменных толстовках синего цвета с надписью "Физтех лицей им. П. Л. Капицы", взрослые с детьми и внуками – зал оживился ещё больше, когда объявили сессию "вопрос – ответ".
– У нас началась в школе физика, – взяла микрофон ученица шестого класса. – И у многих учитель физики интерес к этому предмету "отбил". – Зал понимающе засмеялся. – Правда ли, что заинтересованность предметом зависит от того, как учитель его объяснит?
– В 8 лет я прочитал книжку "Князь Серебряный" Алексея Толстого, – ответил Сергей Салихов. – Я мечтал стать историком, но пришла учительница по истории и охоту "отбила". А если серьёзно, у меня была великолепная педагог Тамара Викторовна Перетягина, которая сделала так, чтобы путь в физику стал для меня магистральным. Так что прежде всего учитель должен создавать интерес к предмету и мотивировать на получение знаний.
Аудитория одобрительно закивала.
В зале сидела дочь Сергея Салихова – она пришла поддержать отца. Сейчас девочка в 11-м классе, работает с ним в физической лаборатории. Знакомство с физикой папа с дочкой начинали с простых вещей, которые со временем усложняли.
– Главное, понять, что нравится ребёнку, и уметь создать для него все условия для развития, – сказал он. – Это необязательно должна быть физика – это касается всего. Но, если изначально дать ребёнку сложную задачу, он может перестать интересоваться предметом.
Физика – наука экспериментальная. Мы не можем преподавать её в теории на слайдах и презентациях. Мы всегда должны ставить эксперименты, чтобы понимать, что физика окружает нас в повседневной жизни.
Сергей Салихов, автор книги "Физика всего на свете без формул"
Простое наблюдение: треть зала была заполнена миловидными девчушками. Дмитрий Ливанов вспомнил, что, когда он учился на физико-химическом факультете лет 20 назад, девочки были на вес золота, их почти не было.
– Сейчас я вижу, что с каждым годом их поступает на физмат гораздо больше, что радует. Мне кажется, это связано с тем, что меняется мир, соответственно, меняются приоритеты, предпочтения. Девочки понимают, что теперь им подвластна любая наука, любая работа, поэтому выбирают научные дисциплины, которые когда-то считались сугубо мужскими.
"Лауреат Нобелевской премии Эрнест Резерфорд говорил: "Все науки делятся на две группы: физику и коллекционирование марок". Из предисловия к книге
Из вопросов викторины для будущих учёных:
Почему тёплый хлеб тяжелее холодного?
Ответ: Потому что в тёплом больше влаги.
Почему зима короче лета?
Ответ: Потому что в феврале 28 дней.
Почему в Байкал втекает 336 речек, а вытекает только одна Ангара?
Ответ: Потому что вода выбирает одно, самое глубокое русло, чтобы "убежать" из озера.
Читайте также: Для чего создают грызунов-пухляшек в генных лабораториях МГУ