Выставка Никиты Струкова – каллиграфа, мастера нэцке и китайских печатей, который также в совершенстве владеет искусством резьбы по плодовым косточкам хэдиао, – откроется 15 декабря в Первой московской галерее восточной живописи. Она посвящена Чёрному Кролику – символу 2023 года. Накануне открытия Metro поговорило с художником о его редком умении.
Вырезал, посмотрел, выбросил
Резьба по плодовым косточкам – очень популярный в Китае, но мало известный на Западе вид искусства. Мастеров хэдиао в Европе практически нет, а в Поднебесной считают, что этим искусством могут заниматься только местные умельцы. Никита Струков стал исключением из правил.
Когда Никита только учился, опытные коллеги из Китая не знали, что эти работы сделал иностранец, а узнавали – не верили, но потом включили московского мастера в рейтинг лучших мастеров хэдиао.
– Я жил и учился в Пекине, на факультете традиционной китайской медицины. Тогда в Китае как раз был расцвет популярности резьбы по плодовым косточкам, проходил масштабный форум, собравший коллекционеров и резчиков, которые показывали приёмы, – рассказал Никита Струков. – На каникулах я решил сам что-нибудь вырезать – и неожиданно втянулся. Но в течение двух лет это было домашним хобби: всё резалось в мусорное ведро. Вырезал, посмотрел, не получилось – выбросил. Наконец, стало получаться хорошо. Я рискнул показать свои работы профессорам в университете.
Ешь плоды, но сохраняй косточки
Именно старшие коллеги посоветовали Никите выложить свои фигурки в Интернете, в сообществах резчиков. Там его быстро заметили и под китайским псевдонимом стали выставлять на аукционах, приглашать на выставки.
Не всегда удаётся определить, из какой косточки вырезан маленький шедевр.
– Приятнее всего резать канариум – на русский язык её переводят как "оливка", но это не совсем верно. Канариум – это отдельное дерево, в Китае их специально выращивают для резьбы, за ними тщательно ухаживают, а косточки от плодов отбирают, очищают, сушат. На втором месте по популярности – персиковая косточка, но это самый сложный материал, зато очень хорошо сохраняется. Их любят дарить, потому что персик в Китае – это долголетие, – пояснил Никита. – Из моих любимых – косточки плода, который называется восковница. Он растёт в Китае, имеет маленькие, размером чуть больше рисового зёрнышка, но очень удобные для работы косточки.
По словам художника, на выставке он покажет работы из того, что "есть под рукой". Например, будут представлены чётки, состоящие из разных косточек – черёмухи, кедровых орехов, сливы и так далее.
– Во всём можно разглядеть интересную форму и постараться придать ей смысл с помощью резака, – считает Никита.– Набор инструментов для хэдиао в магазинах не купишь, поэтому резак я сделал своими руками.
Маленькое сделать заметным
Резьба по плодовым косточкам имеет красивую предысторию. Из косточек собирали чётки буддистские монахи, считалось, что они символизируют свет, чистоту, новую жизнь. Выбирались косточки, которые можно было нанизать на нитку, не повредив семенную коробочку, а потом их посадить и вырастить дерево.
Сюжеты, как правило, основаны на символике, которой пронизана китайская культура. Некоторые символы нам хорошо известны, вроде того, что летучая мышь – символ счастья. Но есть и абсолютно современные, которые обыгрывают мотивы сегодняшнего дня.
По словам Никиты, сейчас он находится в поисках собственных границ, какой сюжет он может сделать, а какой не может.
– Мне нравится соблюсти все правила, но аккуратно что-то поменять, добавить юмора. Я беру традиционные сюжеты, которые используют местные резчики, и стараюсь добавить мотивы, понятные западным людям. Но самое сложное и интересное для меня – когда буквально тремя изгибами задаётся узнаваемая форма. На выставке будет такая миниатюрная мышка с каштаном, немногим больше рисового зёрнышка. Если её увеличить и рассмотреть, она как живая. Хотя такие вещи не рассмотреть без лупы. Я сам, когда работаю, никогда не пользуюсь увеличительным оборудованием.
Кролик, который вылечил всех
Но главным героем московской выставки, конечно, будет кролик – символ 2023 года.
– Когда-то давно кто-то заметил, что на Луне есть силуэт кролика, с тех пор его стали называть Лунным кроликом, он стал персонажем множества китайских легенд. Моя любимая – про кролика-старца. Однажды в тесных улочках китайского города разразилась чума, и кролик, наблюдая с Луны за мучениями человека, спустился на землю, захватив пилюли бессмертия. Переоделся в лекаря и всех вылечил. Однако он не смог прикрыть уши и хвост, люди сразу поняли, кто он такой. По мотивам этой легенды моя жена Ван Донмэй создала серию картин, которую тоже можно будет увидеть на выставке.