Спустя более полувека человека, отсидевшего 13 лет в лагерях, наконец оправдали. В конце мая Верховный суд РФ отменил обвинительный приговор в отношении 86-летнего Фатхуллы Исхакова, постановив, что он непричастен к преступлению 1959 года и имеет право на реабилитацию.
64 года назад в дом Рахматуллиных забрался преступник, он изрезал бритвой лица трём спящим женщинам. За это посадили за решётку 22-летнего Фатхуллу. Много лет он боролся за то, чтобы обелить своё имя.
– В стране отсутствовала практика отмены приговоров по вновь открывшимся обстоятельствам, – рассказывает Metro адвокат Фатхуллы Виталий Буркин. – Это очень плохо для правовой системы страны, ведь следователи, прокуроры и судьи должны понимать, что правда может вскрыться и придётся ответить даже спустя годы. Ошибочность приговора Фатхуллы уже была установлена, но суды и прокуроры Республики Башкортостан, действуя согласованно, выстроили серьёзные редуты сопротивления. Пришлось действовать через Конституционный суд России, который в декабре 2021 года признал, что закон в деле Исхакова применяется неправильно. Нам сообщили, что для отмены приговора по делу по вновь открывшимся обстоятельствам акт прокуратуры не требуется. Но даже после этого решения пришлось потрудиться. В десятый раз мы дошли до Верховного суда России. И вот наконец всё получилось!
Обвинение
В результате нападения на девушек в мае 1959 года задержали Исхакова, жившего напротив Рахматуллиных. На него указали молодые односельчане, видевшие, как он якобы ходил возле места преступления. Были и другие "улики".
В приговоре народного суда первого участка Миякинского района Башкирской АССР указано, что в лунную ночь свидетели заметили Исхакова возле дома, где произошло нападение. Мотивом преступника следствие называло тогда месть. За несколько месяцев до инцидента Фатхулла вернулся в родное село после того, как отбыл наказание за кражу мёда. Показания против него дал Раис Рахматуллин, родственник потерпевших.
Фатхулла свою вину в нападении отрицал, заявляя, что в ночь ЧП спал дома. Ему дали 15 лет, из которых он отбыл в местах не столь отдалённых 13.
Буркин считает, что его подопечный – человек очень сильный духом, которого не сломать.
Что произошло
Фатхулла рассказал Metro, что в ночь, когда произошла трагедия, он спал.
– В спальне находились три девушки – Асия, её дочь Мариям и ещё одна, – говорит Фатхулла. – Преступнику Наилю Саидбатталову нравилась Мариям, он хотел на ней жениться. Но ей нравился гармонист, симпатичный пацан... И Наиль решил совершить преступление. Их было несколько – нападавших. Они оставили топор снаружи, специально, чтобы запутать следствие. Наиль Саидбатталов открыл дверь проволокой. И порезал лица девушкам. Они, как проснулись, почувствовали тёплую жидкость на лицах – кровь. Зажгли керосиновую лампу – кровь на лице, руки изрезаны. Испугались. Одна из девушек машинально схватила топор, её кровь на него попала. Выбежали из дома. Мариям к нам в дом прибежала. Она знала, как открыть дверь. Мой пиджак висел у входа, она случайно задела рукой его, остались капли крови... Это и стало одной из улик.
По словам Фатхуллы, оперуполномоченный по фамилии Галлиулин разбудил его пинком.
– Его все боялись – он был фронтовиком, с глубокой раной на лице. Гонял всех как щенков. Вскоре лжесвидетелей вывезли в лес, заставили дать показания. Меня самого трое суток избивали. Врезали по лицу пистолетом, потом в лоб ударили – я отрубился. Опер думал, что меня убили, – я очнулся, когда холодной водой обливали. Ну и тут против меня дали показания...
Фатхулле дали 15 лет лагерей – к счастью, он нашёл в заключении своё призвание.
– В камере можно было ходить на расстояние 2–3 метра. Я ходил до тех пор, пока не падал. В голове была одна мысль: "Как меня могли довести до тюрьмы ни за что". В моём деле было сказано, что я нанёс потерпевшим удары топором по голове... Как такое может быть? Как они могли после этого выжить? Ни мотива, ни состава преступления... В результате я жил с бандитами, убийцами, насильниками, спал в камерах, где также было по сто человек. И ни один из них грубого слова мне не сказал. Я постоянно учился, стал фельдшером в лагере. Меня даже называли профессором, я стал хорошим хирургом. Спасал людей. Ко мне на приём ходили, уважали. Даже сложные операции делал. Один опытный хирург удивился, как я смог провести заключённому очень сложную пластическую операцию.
Когда Фатхулла вышел из лагерей, у него уже не было семьи, ему пришлось создавать её заново. По его словам, последние годы он только и делал, что ожидал, когда его полностью оправдают. Он спал максимум по 3 часа в день. Причастные в преступлении дали показания, оправдывающие его (в том числе – Наиль), но приговор Фатхулле по-прежнему не отменяли.
– Зато когда Верховный суд вынес положительный вердикт, я успокоился. До этого я забыл, как улыбаться, радоваться. Столько всего пришлось пережить. И как хорошо, что всё закончилось!