Прямо на краю Красной площади, в Музее Отечественной войны 1812 года, стоит огромная юрта. В 1959 году экспедиция Исторического музея приобрела её у туркменской семьи, и сейчас впервые, спустя 65 лет, её достали из фондов, собрали и показывают широкой публике.
– Владельцы юрты, в свою очередь, купили её в 1916 году у других хозяев, – рассказывает Metro Александра Лоскутова, научный сотрудник отдела дерева и мебели Государственного исторического музея. – Мы провели анализ и выяснили, что самая старая часть юрты – дверь из тополя, которая относится к XIX веку.
Юрта начинается именно с дверного проёма: при её сборе сначала устанавливают порог, притолоку и дверь, затем вокруг них ставят каркас из ивовых прутьев, его стягивают верёвками (они на выставке тоже старинные), а потом покрывают кошмами (войлочными коврами) и циновками. Палатку я ставить не умею, а вот юрту теперь, видимо, точно соберу.
Юрта – всего лишь один, хотя и самый масштабный, из десятков экспонатов выставки в Историческом музее, раскрывающей актуальную сегодня тему евразийства. Организаторы вынесли в название экспозиции понятие "дикое поле", к которому географически относилась область причерноморских и приазовских степей по обе стороны Днепра, и расширили его до метафоры, показывающей историю взаимодействия оседлого и кочевого населения на территории нашей страны.
– Наша выставка о России, – говорит Metro Наталья Шишлина, доктор исторических наук, главный научный сотрудник отдела археологических памятников Исторического музея. – Мы хотели, чтобы наш посетитель почувствовал, что и в нём есть капелька кочевой крови, и понял, что такое евразийская идентичность русского человека.
В Историческом музее решили развеять мифы о кочевых народах – например, об их культурной бедности и технологической отсталости. Мало кто знает, что именно кочевники изобрели седло, стремена, сапоги и даже брюки. Показанные на выставке кое-какие образцы этих предметов способны потрясти самое зашоренное воображение – например, золотая обкладка от царского скифского колчана и золотые ножны второй половины IV века до нашей эры из Ростовского областного музея краеведения. На их сияние сбегаются буквально все посетители. Богатый рисунок изображает явно античные греческие сюжеты.
– Сделаны они из тонкой золотой пластины, – поясняет Metro Галина Куликова, директор Ростовского областного музея краеведения. – Рисунок на колчане рассказывает о жизни Ахиллеса от рождения до смерти, а на ножнах – эпизод Троянской войны: греки сражаются с варварами в том самом диком поле.
Эти предметы – свидетельства того, как кочевники интегрировали в свою культуру достижения оседлых цивилизаций. Они перенимали все их новшества, любили красивые одежды и роскошное оружие. Многие вожди степных культур получали высокое положение при дворе в крупных государствах, их дочери становились жёнами князей и королей, а воины-кочевники пополняли армии Византии, Руси, а позже России.
Для того чтобы разобраться, кем были кочевники в истории нашей страны, организаторы выставки собрали археологические памятники, украшения, оружие, доспехи, одежду, предметы быта кочевых племён, населявших территории Северной Евразии с III тыс. до н. э., гравюры, рисунки, фотографии, произведения живописи и скульптуры XVIII — начала XXI в. из различных музейных и частных собраний нашей страны.
– Мы раскрываем кочевничество не как отжившее явление прошлого и не только как воплощение степной разрушительной силы, но и как источник особой энергии и динамики, исконно присущих человеку, – говорит Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея.
Желание организаторов, чтобы каждый посетитель почувствовал себя кочевником, оказалось не пустыми словами. В конце экспозиции социальная сеть LOOKY организовала для этого целый зал. На входе тебя фотографируют, и через несколько мгновений из принтера выползает твоё фото в образе кочевника: я оказалась скифской принцессой, а за моей спиной была та самая юрта, которую я научилась собирать в начале экспозиции. Дальше – больше: надеваешь VR-очки – и вот она, мечта усталого кочевника – просторная юрта с огнём посередине, в который своей виртуальной рукой можно подбросить дровишек и внезапно почувствовать тепло. Быть кочевником – значит быть всем: путешественником, воином, вельможей, жить в юрте и во дворце, одним словом – не знать границ.