Почти 100 произведений представлены парами – рядом висят автопортрет и портрет конкретного художника. Куратор Наталья Свиридова помогла Metro сопоставить некоторые работы.
Исаак Бродский "Портрет Ильи Репина, 1912" / Илья Репин "Автопортрет, 1894"
"Исаак Бродский был на большом счету у Репина, и он был очень доволен своим портретом... Хотя изображённая на его фоне обстановка не очень располагает – он в своей мастерской, но фоне висит портрет Рубинштейна, который Репин писал долгое время. "Мне нравится, как портрет нарисован с технической точки зрения. Исаак сумел передать подробные детали и в то же время сохранить целостность произведения", – говорил Репин об этой работе.
Дмитрий Стеллецкий "Автопортрет, 1920–1930-е" / Борис Кустодиев "Портрет Дмитрия Стеллецкого, 1901"
"Портрет Дмитрия Стеллецкого написал его сокурсник и лучший друг на протяжении всей жизни – Борис Кустодиев, он был создан ещё в академии, изображён как жизнерадостный студент, даже будто немного карикатуризирован – красные уши, крупные зубы. А вот автопортрет Стеллецкого, сделанный спустя годы, показывает отражение в его лице сложной судьбы".
Анна Остроумова-Лебедева "Автопортрет, 1900-е" / Филипп Малявин "Портрет Анны Остроумовой, 1896"
"Ещё одна ученица Ильи Репина – Анна Остроумова-Лебедева. Обучаясь в классе Репина, она в итоге его на закончила. Причём из мастерской её выгнал сам Репин на последнем году обучения. Случилось это после того, как он узнал, что она вступила в объединение художников "Мир искусства". Он терпеть их не мог – за их обращение к историзму, эстетизму. Автопортрет Анна написала на розовом фоне, этот цвет подчёркивает, что она видит себя женственной, изящной. Рядом образ, который написал Филипп Малявин. К сожалению, сама Анна эту работу не любила. Малявин показал её в первую очередь как женщину передовую, художницу с сосредоточенным выражением лица".
Борис Кустодиев, "Автопортрет, 1925" / Георгий Верейский "Портрет Бориса Кустодиева, 1922"
"Борис Кустодиев показывает себя очень карикатурно. Работа написана в последние годы его жизни, когда он не вставал с инвалидного кресла ввиду заболевания позвоночника. Мы видим, что уже произошли естественные деформации фигуры, несколько рахитичный живот. И он это подчёркивает. При этом он очень детально обрисовывает всю обстановку – тогда комната была целой жизнью для него. Тремя годами ранее его изобразил Георгий Верейский. Несмотря на то что Георгий показал Бориса в домашней одежде, лежащим на подушке, образ получился очень элегантным и практически официальным".
Василий Беляшин "Автопортрет с самоваром, 1922" / Иван Куликов "Портрет Василия Беляшина, 1906"
"Василий Беляшин – живописец, который известен именно по многочисленной серии своих собственных автопортретов, причём писать он их любил в сценах чаепития. В подобных композициях он показывал себя смеющимся, дующим на чашку с чаем, удивлённым, выводя на первый план даже не свой образ, а именно натюрморт. Куликов изобразил своего сокурсника Беляшина в момент, когда тот получил диплом и фактически звание художника, вступил в самостоятельную творческую жизнь. Он показывает его уверенным в себе взрослым человеком".
Борис Кустодиев "Портрет Исаака Бродского, 1920" / Исаак Бродский "Автопортрет с дочерью, 1911"
"Вы можете наблюдать автопортрет Исаака Бродского, где в композиции его образ занимает мало места. Скорее всего, он рассказывает о себе через предметы. Современники вспоминали о нём как о человеке, склонном к роскоши, к дорогим вещам, мебели. Показал себя с дочерью, будто рассказывает о себе через семью. Современники вспоминали о его любви к коллекционированию. Именно таким заядлым коллекционером его изображает Борис Кустодиев, с картиной под мышкой".
Владимир Фаворский "Автопортрет с женой, 1913" / Мария Фаворская (Дервиз) "Автопортрет с мужем, 1913"
"Фаворский написал образы в полный рост – причём работа очень лаконичная. Принцип лаконичности Владимир называл самым главным в живописи. В автопортрете Марии мы видим, что мужа она выводит на первый план, видно, что он был для неё опорой. Она ждала его из армии, потом с войны. Мария рассказывала, что молилась, чтобы он вернулся. И он вернулся. Этот портрет она написала после их свадьбы. Наверное, это был очень романтичный для них период. Рисунок похож на современное селфи, что-то подобное можно увидеть в ленте соцсетей".
Сергей Иванов "Автопортет (в очках), 1890–1895" / Осип Браз "Портрет Сергея Иванова, 1903"
"Здесь вы видите, как художник, не уходя от традиций реализма, привносит в портрет что-то авангардное и новое. В этом консервативном жанре он изображает себя в контражуре. Мы не видим никаких его черт лица, но при этом узнаём его силуэт. Осип Браз впервые показал художника Иванова без очков, хотя современники говорили, что без них он не ходил никогда".