Возле портретов повесили автопортреты. Открылась новая выставка Музея русского импрессионизма

В Музее русского импрессионизма открылась выставка "Точки зрения", посвящённая портретному искусству. Сходили и узнали подробности
Возле портретов повесили автопортреты. Открылась новая выставка Музея русского импрессионизма
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
На выставке представлено 100 картин.

Почти 100 произведений представлены парами – рядом висят автопортрет и портрет конкретного художника. Куратор Наталья Свиридова помогла Metro сопоставить некоторые работы.

Исаак Бродский "Портрет Ильи Репина, 1912" / Илья Репин "Автопортрет, 1894"

"Исаак Бродский был на большом счету у Репина, и он был очень доволен своим портретом... Хотя изображённая на его фоне обстановка не очень располагает – он в своей мастерской, но фоне висит портрет Рубинштейна, который Репин писал долгое время. "Мне нравится, как портрет нарисован с технической точки зрения. Исаак сумел передать подробные детали и в то же время сохранить целостность произведения", – говорил Репин об этой работе. 

Исаак Бродский "Потрет Ильи Репина, 1912" / Илья Репин "Автопортрет, 1894"
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Исаак Бродский "Потрет Ильи Репина, 1912" / Илья Репин "Автопортрет, 1894"

Дмитрий Стеллецкий "Автопортрет, 1920–1930-е" / Борис Кустодиев "Портрет Дмитрия Стеллецкого, 1901"

"Портрет Дмитрия Стеллецкого написал его сокурсник и лучший друг на протяжении всей жизни – Борис Кустодиев, он был создан ещё в академии, изображён как жизнерадостный студент, даже будто немного карикатуризирован – красные уши, крупные зубы. А вот автопортрет Стеллецкого, сделанный спустя годы, показывает отражение в его лице сложной судьбы".

Дмитрий Стеллецкий "Автопортрет, 1920-1930-е" / Борис Кустодиев "Портрет Дмитрия Стеллецкого, 1901"
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Дмитрий Стеллецкий "Автопортрет, 1920-1930-е" / Борис Кустодиев "Портрет Дмитрия Стеллецкого, 1901"

Анна Остроумова-Лебедева "Автопортрет, 1900-е" / Филипп Малявин "Портрет Анны Остроумовой, 1896"

"Ещё одна ученица Ильи Репина – Анна Остроумова-Лебедева. Обучаясь в классе Репина, она в итоге его на закончила. Причём из мастерской её выгнал сам Репин на последнем году обучения. Случилось это после того, как он узнал, что она вступила в объединение художников "Мир искусства". Он терпеть их не мог – за их обращение к историзму, эстетизму. Автопортрет Анна написала на розовом фоне, этот цвет подчёркивает, что она видит себя женственной, изящной. Рядом образ, который написал Филипп Малявин. К сожалению, сама Анна эту работу не любила. Малявин показал её в первую очередь как женщину передовую, художницу с сосредоточенным выражением лица".

Анна Остроумова-Лебедева "Автопортрет, 1900-е" / Филипп Малявин "Портрет Анны Остроумовой, 1896"
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Анна Остроумова-Лебедева "Автопортрет, 1900-е" / Филипп Малявин "Портрет Анны Остроумовой, 1896"

Борис Кустодиев, "Автопортрет, 1925" / Георгий Верейский "Портрет Бориса Кустодиева, 1922" 

"Борис Кустодиев показывает себя очень карикатурно. Работа написана в последние годы его жизни, когда он не вставал с инвалидного кресла ввиду заболевания позвоночника. Мы видим, что уже произошли естественные деформации фигуры, несколько рахитичный живот. И он это подчёркивает. При этом он очень детально обрисовывает всю обстановку – тогда комната была целой жизнью для него. Тремя годами ранее его изобразил Георгий Верейский. Несмотря на то что Георгий показал Бориса в домашней одежде, лежащим на подушке, образ получился очень элегантным и практически официальным".

Борис Кустодиев, "Автопортрет, 1925" / Георгий Верейский "Портрет Бориса Кустодиева, 1922"
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Борис Кустодиев, "Автопортрет, 1925" / Георгий Верейский "Портрет Бориса Кустодиева, 1922"

Василий Беляшин "Автопортрет с самоваром, 1922" / Иван Куликов "Портрет Василия Беляшина, 1906"

"Василий Беляшин – живописец, который известен именно по многочисленной серии своих собственных автопортретов, причём писать он их любил в сценах чаепития. В подобных композициях он показывал себя смеющимся, дующим на чашку с чаем, удивлённым, выводя на первый план даже не свой образ, а именно натюрморт. Куликов изобразил своего сокурсника Беляшина в момент, когда тот получил диплом и фактически звание художника, вступил в самостоятельную творческую жизнь. Он показывает его уверенным в себе взрослым человеком".

Василий Беляшин "Автопортрет с самоваром, 1922" / Иван Куликов "Портрет Василия Беляшина, 1906"
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Василий Беляшин "Автопортрет с самоваром, 1922" / Иван Куликов "Портрет Василия Беляшина, 1906"

Борис Кустодиев "Портрет Исаака Бродского, 1920" / Исаак Бродский "Автопортрет с дочерью, 1911"

"Вы можете наблюдать автопортрет Исаака Бродского, где в композиции его образ занимает мало места. Скорее всего, он рассказывает о себе через предметы. Современники вспоминали о нём как о человеке, склонном к роскоши, к дорогим вещам, мебели. Показал себя с дочерью, будто рассказывает о себе через семью. Современники вспоминали о его любви к коллекционированию. Именно таким заядлым коллекционером его изображает Борис Кустодиев, с картиной под мышкой".

Борис Кустодиев "Портрет Исаака Бродского, 1920" / Исаак Бродский "Автопортрет с дочерью, 1911"
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Борис Кустодиев "Портрет Исаака Бродского, 1920" / Исаак Бродский "Автопортрет с дочерью, 1911"

Владимир Фаворский "Автопортрет с женой, 1913" / Мария Фаворская (Дервиз) "Автопортрет с мужем, 1913"

"Фаворский написал образы в полный рост – причём работа очень лаконичная. Принцип лаконичности Владимир называл самым главным в живописи. В автопортрете Марии мы видим, что мужа она выводит на первый план, видно, что он был для неё опорой. Она ждала его из армии, потом с войны. Мария рассказывала, что молилась, чтобы он вернулся. И он вернулся. Этот портрет она написала после их свадьбы. Наверное, это был очень романтичный для них период. Рисунок похож на современное селфи, что-то подобное можно увидеть в ленте соцсетей".

Владимир Фаворский "Автопортрет с женой, 1913" / Мария Фаворская (Дервиз) "Автопортрет с мужем, 1913"
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Владимир Фаворский "Автопортрет с женой, 1913" / Мария Фаворская (Дервиз) "Автопортрет с мужем, 1913"

Сергей Иванов "Автопортет (в очках), 1890–1895" / Осип Браз "Портрет Сергея Иванова, 1903"

"Здесь вы видите, как художник, не уходя от традиций реализма, привносит в портрет что-то авангардное и новое. В этом консервативном жанре он изображает себя в контражуре. Мы не видим никаких его черт лица, но при этом узнаём его силуэт. Осип Браз впервые показал художника Иванова без очков, хотя современники говорили, что без них он не ходил никогда". 

Сергей Иванов "Автопортет (в очках), 1890–1895" / Осип Браз "Портрет Сергея Иванова, 1903"
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Сергей Иванов "Автопортет (в очках), 1890–1895" / Осип Браз "Портрет Сергея Иванова, 1903"