Жун Цзиньжэнь – юный математический гений. Он способен разгадывать самые сложные цифровые головоломки, решения которых приходят ему в ярких снах. Обуреваемый сновидениями, Цзиньжэнь часто не понимает, во сне он находится или наяву. Сны его научил толковать первый приёмный отец, у которого на руках мальчик случайно оказался после смерти матери. Вскоре о его таланте прознал дальний родственник, который забирает его в свою семью и даёт престижное образование. В университете его дар оценил поляк-профессор Лисевич (Джон Кьюсак), который берёт мальчика под свою научную опеку.
Но эта идиллия длится недолго: в 1949 году в Китае начинается гражданская война между членами компартии и Гоминьдана, в которой верх одерживают коммунисты. Лисевич был родственником одного из членов Гоминьдана и сбежал в США, а Цзиньжэнь оказался завербован в отдел криптографии секретных служб Китая, который занимается разгадыванием шифровок американских и британских разведок. Цзиньжэнь взломал придуманный Лисевичем "сиреневый шифр", который здесь не могли разгадать несколько лет. Узнав о том, что это дело рук его бывшего ученика, американский профессор придумывает "чёрный шифр", который уж точно Цзиньжэню не по зубам...
Фильм начинается со скачков Цзиньжэня из сна в реальность, и это оказалось очень грамотным "крючком", на который мгновенно цепляется зрительский интерес. Сны Цзиньжэня – самое красочное и захватывающее в этом фильме. Ощущение вторичности, которое неизбежно терзает кинокритика при просмотре некоторых массовых китайских картин, здесь в какой-то момент вдруг отпускает: асоциального математического гения на большом экране мы видели уже не раз и не два, но написанная Лорном Бэлфом ("Корона", "Подземелья и драконы") и Кевином Риплом ("Константин") прекрасная музыка заставляет в какой-то момент махнуть на всё это рукой и уносит по волнам снов с переливающимися огнями колёсами обозрения, шахматными фигурами высотой с пятиэтажный дом, лабиринтами и полётами по ночному небу.
"Ты знаешь, что значит слово "Родина"? – спрашивает парня новый приёмный отец. – Это территория, которую наши предки защищали с оружием, наша земля, народ, суверенитет и культура". Такой патриотический ликбез для любого, кто смотрел что-то, кроме "Семнадцати мгновений весны", выглядит, мягко говоря, топорно. Но эта наивность искупается визуальным строем картины, будто продуманным специально для большого экрана, где постоянная игра с масштабами в снах сменяется эпизодами из реальной жизни Цзиньжэня, замечательных воссозданием ретроатмосферы приморского Нанкина 1940-х годов.
Ожидаемый при таком патриотическом заходе конфликт между долгом и чувством в картине вроде бы есть, а вроде бы и неявен: он размывается, как морской волной в снах главного героя, в музыке и играх его разума.
Вот юный шифровальщик обуреваем волнениями пубертатного периода: то видит во сне европейского вида блондинку на сеновале, то за ним по полю гонятся юные нимфы в китайской военной форме. Он женится на такой же нежной, как он, девушке в военной форме из своего управления и снова проваливается в свои колебания между снами и реальностью, которые постепенно засасывают и зрителя.
При всей фантастичности части картины интересно, что снята она по бестселлеру бывшего сотрудника разведслужб Китая Май Цзи "Расшифровка", который перевели на 33 языка тиражом более 5 миллионов экземпляров.
"Родина – это место, которое мы должны защищать, люди, которых мы должны оберегать, и самое важное – люди, которые оберегают нас", – сюжет закольцовывается не менее идеологически однозначным посылом, чем в самом начале, но, с другой стороны, что тут неправда? Женщины, страдания, тревожные сны, жизнь – всё проходит, Родина остаётся.
Досье
Режиссёр: Чэнь Сычэн
Сценарий: Чэнь Сычэн, Кристофер МакБрайд, Май Цзя
Композиторы: Лорн Бэлф, Кевин Рипл
В ролях: Лю Хаожань, Джон Кьюсак, Чэнь Даомин, Дэниэл У, Фэй Юй и другие.